За протестами неработающих белорусов президент увидел происки Москвы. Фото с сайта www.svaboda.org
Новое развитие тема «тунеядцев» может получить после высказывания президента Лукашенко о том, что к протестам белорусов подталкивают некие политические силы извне. В намеках президента эксперты увидели Россию. Вчера противостояние государства и активных противников декрета о тунеядстве вышло на новый этап. По инициативе профсоюза радиоэлектронной промышленности (РЭП) граждане начали подписывать индивидуальные обращения в Конституционный суд.
«Граждане лично не могут обращаться в Конституционный суд, однако мы имеем право указывать на несоответствие декрета Конституции и просить Конституционный суд признать это. Эта правовая коллизия может заставить Конституционный суд рассмотреть дело. Во всяком случае, отправить индивидуальное обращение в Конституционный суд можно согласно статьям 158–160 закона «О конституционном судопроизводстве», – пояснил истоки новой инициативы представитель РЭП Андрей Стрижак. Такое обращение подписало уже более тысячи человек.
Тем временем участников недавних акций протестов против декрета о тунеядцах вызывают в милицию, составляют административные протоколы. Пока им вменяют в вину участие в несанкционированном шествии. Однако местные активисты опасаются, что скоро тунеядцев приравняют к изменникам родины. Повод для таких опасений дал президент Александр Лукашенко, который сделал совершенно неожиданное заявление. Он заявил, что тунеядцев к протестам подбивает некая сила, желающая «раскачать лодку и доказать нам, что это не наши земли, а чьи-то». «Тунеядцы должны знать, что их просто пытаются сегодня использовать в самых корыстных целях, чтобы разрушить то, что есть, уничтожить на корню то, что мы возродили, чтобы не дать нам закрепиться. И они будут использовать все», – заявил Лукашенко. По его мнению, в такой ситуации «здоровый национализм» только во благо.
Оправившись от удивления, местные наблюдатели предположили, что намекал белорусский президент на Россию. О некой угрозе самостоятельности Белоруссии, исходящей от ближайшей союзницы, Лукашенко говорил во время своей недавней пресс-конференции, восклицая, что ни на какую нефть мы независимости не променяем.
Пытаясь понять, как связаны белорусские протесты «тунеядцев», выступающих против уплаты налога на безработицу с посягательствами России, эксперты вспомнили, что на митинге в Витебске кто-то в толпе пару раз прокричал «Слава России!». Однако лозунг в силу его неактуальности для собравшихся никто не поддержал, и казалось, что тема была закрыта. Так бы и было, если бы не открыл ее сам Лукашенко.
Первая реакция местной общественности – притянутость связи за уши. «Лукашенко элегантно убил двух зайцев: когда тебя не любят тунеядцы и националисты, то просто найди им общего врага и переведи на него стрелки», – язвили белорусы в соцсетях.
Однако президент Лукашенко правит страной почти 23 года, и в Белоруссии знают, что случайных фраз он не произносит. Эксперты строят предположения относительно причин вдруг возникшей связи между протестами «тунеядцев» и «рукой Москвы». Причем интересно, что о реальном ее наличии практически никто не говорит. «Не вижу больших и организованных пророссийских структур в Беларуси», – говорит политолог Валерий Карбалевич. По его мнению, тезис о том, что нынешние протесты могут привести к вмешательству Москвы, выглядит на сегодня достаточно надуманным, раздувается журналистами, политологами, «возможно, троллями из властных структур». В стране много экономических проблем, население беднеет, и бессменной власти нужен внешний враг. Еще недавно это был Запад. Почему бы теперь в качестве такового не представить Россию, которая не хочет покупать продукты, поставлять нефть и снижать цену на газ?
Еще одна цель, которую может преследовать власть, – напугать участников акций и отбить охоту к дальнейшим действиям. Белорусы готовы бороться за свой личный интерес, но очень боятся политических обвинений. Одно дело, когда ты выступаешь против грабительских налогов, а совсем другое – когда поддерживаешь врага родины.
По мнению политического обозревателя Александра Класковского, Лукашенко своим высказыванием сделал два посыла. Первый – Западу, что стоит принимать режим Лукашенко, каков он есть, если вы не хотите, «чтобы танки Путина стали на Буге и у Сувалкского коридора». Второй – местной оппозиции, что ей сейчас лучше «сидеть, как мышь под метлой, спрятать подальше свои обиды и амбиции, поскольку отечество в опасности».
Даже если согласиться с тезисом о вине России в экономических сложностях (недобрали полтора процента ВВП из-за недопоставок нефти) Белоруссии, то виновник проблем все равно Лукашенко, говорят эксперты. Ведь это именно он выстроил стратегию развития страны с расчетом на российские субсидии.
Минск