Енакиевский металлургический завод парализовало из-за блокады. Фото РИА Новости
Сегодня в ДНР и ЛНР начнут вводить внешнее управление на промышленные предприятия, зарегистрированные в Украине. В Киеве отмечают, что основной удар будет нанесен по бизнесу Рината Ахметова. Но ситуация отразится и на экономике Украины в целом. Вчера днем премьер-министр Владимир Гройсман проводил совещание с руководством предприятий. Накануне участники железнодорожной блокады на линии разграничения обвинили Гройсмана в предательстве интересов Украины.
Блокада началась 25 января. Ее инициаторами выступили люди, назвавшие себя бывшими участниками АТО. Их поддержали некоторые народные депутаты от львовской партии «Самопомощь».
10 февраля участники блокады перекрыли все железнодорожные ветки между Украиной и непризнанными республиками. Они пояснили, что уголь составлял всего пятую часть товаров, следовавших в обе стороны. И заявили, что война в Донбассе будет длиться до тех пор, пока будут существовать теневые бизнес-схемы, построенные на поставках товаров через линию разграничения.
Украинская власть выступила категорически против блокады. Государственное руководство отметило, что на неподконтрольной Киеву территории работают предприятия, зарегистрированные в Украине. В прошлом году они уплатили в украинский госбюджет свыше 1 млрд долл. налогов. Кроме того, речь идет о металлургии, продукция которой приносит Украине основной объем валютной выручки – несколько миллиардов долларов в год.
Владельцами предприятий, по словам источников «НГ» в Киеве, являются бизнесмен Ринат Ахметов и корпорация «Индустриальный союз Донбасса» (ее ассоциируют с именем бывшего губернатора Донецкой области Сергея Таруты). Какие именно предприятия собираются взять под контроль ДНР и ЛНР, решает специальный штаб, созданный руководством республик. Вчера в списке фигурировали компании Ахметова – ПАО «Краснодонуголь», ООО «ДТЭК Ровеньки-антрацит», ООО «ДТЭК Свердлов-антрацит».
Источник «НГ» в Киеве перечислил другие крупные предприятия, которые из-за блокады Донбасса оказались отрезанными от железнодорожного сообщения. И вследствие этого могут остановиться (или уже сейчас не работают), а затем перейти под управление ДНР и ЛНР. Это – Енакиевский металлургический и Енакиевский коксохимический заводы, Алчевский меткомбинат, металлургический комплекс «Донецксталь – металлургический завод», Харцызский трубный завод, Комсомольское рудоуправление.
Эти предприятия, по словам источника, тесно связаны производственными цепочками с заводами, работающими на украинской территории: «Блокада нанесла удар не только по энергетике Украины (тепловые станции, производящие треть электроэнергии, работают в основном на антраците). Прерваны поставки коксующихся углей. Значит, не работают коксохимические предприятия, а металлургические комбинаты не получают кокс – тоже останавливаются». С украинской стороны от линии разграничения под ударом оказались Авдеевский коксохимзавод, Днепровский металлургический комбинат, Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича.
При этом весь Мариуполь обеспечивается электроэнергией с территории ДНР. «Электричество и тепло поступает в город с Зуевской ТЭС, расположенной на неподконтрольной Украине территории. Но она работает на газовом угле, который ранее поставлялся из Западной Украины. Представляете, что будет, если остановится эта ТЭС? Какие настроения будут в Мариуполе?» – отметил источник.
Но ситуация такова, что негативные настроения могут распространиться и на другие области. Если все названные предприятия остановятся, то, по словам источника «НГ», до 80 тыс. человек останутся без работы, а в Украину не поступит 3–4 млрд долл. валютной выручки, это прямо скажется на курсе национальной валюты, на показателях инфляции, ценах и уровне жизни.
Вчера днем ситуацию обсуждали на встрече главы правительства с руководителями промышленных предприятий. Владимир Гройсман обрушился с критикой на партию «Самопомощь»: «Некоторые политики от «Самопомощи» абсолютно как по нотам говорят то же, что говорят российские боевики. Может, это случайность, но в такие случайности я не верю». Он продолжил: «Я тоже против торговли на крови. Я еще не видел ни одного здорового человека, который был бы «за». Но я за Украину и за украинцев».
На прошлой неделе Гройсман попытался договориться с участниками блокады о пропуске через линию разграничения тех товаров, которые являются критически необходимыми для украинской промышленности. Стороны не разглашали содержание разговора. Но в день, когда главы ДНР и ЛНР обнародовали ультиматум по поводу разблокирования железнодорожного сообщения, участники блокады объявили, что выходят из переговорного процесса с украинским правительством. Штаб блокады обнародовал заявление, в котором было сказано, что позиция ДНР и ЛНР (а также якобы российской стороны) совпадает с позицией украинской власти, а это может свидетельствовать «не только о торговых связях между ними во время войны, но и о прямой измене интересам Украины». Украинские СМИ процитировали текст заявления: «Штаб (торговой блокады. – «НГ») заявляет о том, что прекращает любые переговоры с лицом, именующим себя премьер-министром Украины. Штаб блокады призывает патриотов Украины прибыть на помощь гарнизонам редутов и планирует немедленно расширить географию блокады, перекрыв последние трассы, на которых еще существуют ручьи торговли на крови. Штаб заявляет, что не прекратит блокаду ни при каких обстоятельствах и готов к противодействию любым попыткам силового разгона со стороны предателей Украины».
К моменту сдачи номера в печать не было информации о подготовке украинской стороны к силовому разблокированию железнодорожных путей. Министр внутренних дел Арсен Аваков в ходе правительственного совещания заметил, что в Украине нет закона, разрешающего гражданам блокировать железнодорожные пути. Тем самым он обратил внимание на незаконность действий участников блокады. «Давайте соблюдать законы и давайте дадим полномочия силовым органам, чтобы восстановить здесь ситуацию. И я просил бы руководителей Антитеррористического центра, который руководит всеми силовыми операциями в зоне АТО, взвесить все… принять соответствующее решение, и мы это решение обеспечим», – сказал он.
Один из депутатов сказал «НГ», что силовой сценарий вряд ли может быть реализован: «Аваков если и не на стороне участников блокады, то понимает последствия силового разблокирования... Он попытается избежать кровопролития. Как и Коломойский (Игорь Коломойский – экс-губернатор Днепропетровской области, бизнесмен. – «НГ»), который, как говорят, имеет влияние на участников блокады. Это один лагерь. Другой – те, кто против блокады и за решительные меры. Думаю, Ахметов и Порошенко».
Руководитель Института украинской политики Константин Бондаренко в комментарии «НГ» отметил, что тех, кто за и против блокады, нельзя разделить на два лагеря: «Ситуативно позиции могут совпадать, например, у Петра Порошенко (и премьер-министра Гройсмана), Рината Ахметова, с одной стороны; у Игоря Коломойского, Александра Турчинова (секретаря Совета нацбезопасности и обороны. – «НГ»), партии «Самопомощь», с другой стороны. Но у всех на самом деле разные интересы. У Авакова тоже своя линия».
Политолог подтвердил, что вся ситуация, связанная с блокадой, может ударить в первую очередь по интересам Ахметова. Но и позиции украинского президента под ударом: «Сотня человек сидит на рельсах, не пропуская уголь. Власть уговаривает их, увещевает, в конце концов, объявляет ЧП в энергетике, а блокаду снять не может. Ведь так это выглядит? И получается, что Порошенко предстает в образе президента, который не контролирует ситуацию в стране».
Кроме того, в Украине регулярно звучат подозрения относительно того, кто и чем торгует с ДНР и ЛНР.
Киев