Голосования в Нагорном Карабахе, как правило, проходят без эксцессов. Фото Руслана Саркисяна
В понедельник в непризнанной Нагорно-Карабахской республике (НКР) состоялся референдум по проекту новой Конституции. Если население республики одобрит изменения в Основном законе, то НКР от парламентско-президентской республики перейдет к президентской. Помимо этого НКР примет историческое название – Арцах. На момент подписания номера в печать на избирательные участки уже пришло более 50% населения. Референдум проходил без эксцессов, что подтвердили многие из многочисленных наблюдателей из различных организаций и стран мира.
Ни один из институтов и ни одно из государств, представители которых наблюдали за референдумом в НКР, не собираются признавать само мероприятие или пересматривать статус республики. Тем не менее официальный Баку нервно отреагировал на происходящее в НКР. Он объявил, что внесет в черный список и объявит персонами нон-грата всех, кто побывал в эти дни в Карабахе в качестве наблюдателя. Азербайджан не позволит создать независимое государство на своей территории, Нагорный Карабах никогда не будет независимым, заявил накануне президент страны Ильхам Алиев.
Степанакерт ответил не менее резко: «Баку должен смириться с тем, что это уже произошло». В понедельник население самопровозглашенной республики с утра потянулось на избирательные участки. Если по итогам голосования окажется, что карабахцы одобрили проект новой Конституции, то республика станет президентской. В Нагорном Карабахе будет упразднен пост премьер-министра. Правительство будет состоять из назначенных президентом министров и координирующего их работу государственного министра. В проекте Конституции подчеркивается, что, несмотря на новое название «Республика Арцах», в ходу останется и прежнее – НКР. Видимо, на каком-то этапе они будут равноправны, и переименование произойдет постепенно.
На пресс-конференции в Степанакерте глава Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Србуи Арзуманян сообщила, что для референдума было открыто 280 избирательных участков для 102 527 человек, то есть 69% населения.
Минская группа (МГ) ОБСЕ, курирующая переговорный процесс между Азербайджаном и Арменией, отметила, что международной юридической силы референдум не имеет. «Ни одна страна, включая Армению и Азербайджан, не признает НКР как независимое и суверенное государство. Соответственно сопредседатели не примут результаты референдума 20 февраля как имеющие влияние на правовой статус НКР», – говорилось в заявлении сопредседателей МГ ОБСЕ. Заявление со схожим содержанием распространил и МИД РФ, подчеркнув, что мирный процесс урегулирования конфликта никак не может быть связан с референдумом.
Глава департамента политических исследований Института Кавказа Сергей Минасян отметил, что на референдуме статус НКР и не рассматривается. «Заявления сопредседателей МГ ОБСЕ совпадают с официальной позицией Армении, которая также выступает за определение окончательного правового статуса в результате переговоров. Но нет сомнения, что все эти процессы – и выборы, и конституционные реформы – прямо или косвенно влияют на результаты переговорного процесса», – считает Минасян. По его словам, и без окончательного международного статуса эта государственная единица должна иметь власть, сформированную в результате выборов, а политические процессы должны протекать на этой территории должным образом. По мнению Минасяна, в данном контексте не столь важны заявления представителей международной общественности, хотя в целом «принимая во внимание особенности дипломатической терминологии, они скорее позитивны». «Процесс важнее, чем заявления», – считает Минасян.
Директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов заявил «НГ», что, пока карабахский вопрос не урегулирован, арцахские власти не могут позволить себе ослабления единоначалия, как происходит в соседнем армянском государстве. «Напомню, что, несмотря на условное перемирие, война не окончена. Существует линия соприкосновения, и время от времени там случаются обострения, мы помним события весны прошлого года, когда была попытка разморозить карабахский конфликт. Поэтому в таких условиях государственность Арцаха требует укрепления, и отсюда произрастает логика изменения Конституции», – сказал «НГ» Мартынов. По его словам, когда вслед за объявлением референдума об изменениях Конституции Республики Армения и карабахские власти выступили с подобным заявлением, многие комментаторы поспешили трактовать это таким образом, что, дескать, карабахские власти идут ереванским путем, и делается это для унификации систем управления, законодательства с намеком на аннексию или присоединение Арцаха к Армении. «Сегодняшний референдум ярко оппонирует этому мнению. Судя по всему, карабахцы проголосовали за конституционные изменения, и можно говорить о том, что Арцах будет жить по новой Конституции. Таким образом, две армянские республики оказываются с двумя разными формами управления. Одна – парламентская республика, каковой становится Армения, другая – жесткая, президентская республика Арцах. Да, это два армянских государства с принципиально различным управлением. И это закономерно: перед ними различные задачи, различные вызовы», – сказал Мартынов.