0
3240
Газета СНГ Интернет-версия

15.02.2017 00:01:00

В Белоруссии обсуждается идея общенационального диалога

Тэги: белоруссия, политика, лукашенко, оппозиция, экономический кризис, общенациональный диалог, иосиф середич


белоруссия, политика, лукашенко, оппозиция, экономический кризис, общенациональный диалог, иосиф середич Александр Лукашенко предоставил Иосифу Середичу обильную пищу для размышлений. Фото с сайта www.president.gov.by

Диалог власти и оппозиции перед лицом экономического кризиса и русского мира обсуждается в Белоруссии. Тему общенационального диалога поднял главный редактор оппозиционного издания «Народная воля» Иосиф Середич, которого президент Александр Лукашенко по его просьбе принял днем ранее.

Середич свое желание поговорить с Лукашенко, с которым они были знакомы более 20 лет назад, еще в период депутатства нынешнего бессменного президента, объяснил той сложной ситуацией, в которой очутилась страна. В первую очередь это проблемы в экономике и падение уровня жизни, а также зашедшие в тупик отношения с Россией. «В тяжелый, сложный период нам как никогда нужно национальное согласие, диалог… Нужно вместе найти пути выхода из тяжелой ситуации, которая сложилась в последние месяцы», – объяснил коллегам главный редактор «Народной воли» свою мотивацию.

«Президент сегодня не тот, каким он был 15–20 лет назад. Даже, наверное, не тот, каким был в прошлом и позапрошлом годах. Находясь у власти, он как никто другой чувствует угрозу, которая, если не принять решительных действий, может нависнуть над страной», – пишет Середич в своей авторской колонке по итогам встречи с Александром Лукашенко. По его оценке, глава белорусского государства, еще недавно не желавший слышать никаких альтернативных мнений даже от чиновников, уже готов сесть за один стол со своими политическими противниками. «Организовать такой диалог можно в форме некоего национального круглого стола», – считает Середич.

Авторская колонка с изложением всех этих идей была опубликована вчера и сразу же стала темой номер один для журналистов, политиков и активной общественности. Позиция коллег-журналистов относительно Середича, синхронно думающих о «судьбах родины» вместе с президентом, скорее скептическая.

Тем не менее саму идею общенационального диалога политики и журналисты обсуждают всерьез. В первую очередь потому, что проблемы и вопросы есть, а ответов на них нет. «Позиции бессменного президента – и внутри-, и внешнеполитические – ослабли. Нет, силовой кулак крепок, но он бесполезен против экономического кризиса», – говорит о причинах, побуждающих Лукашенко к диалогу, политический обозреватель Александр Класковский. «Недовольные падением уровня жизни и новыми поборами белорусы сегодня массово ругают власть… Берет за горло Россия. С одной стороны, урезала субсидии, с другой – требует большей союзнической верности», – перечисляет он те самые вызовы, перед которыми сегодня оказалась Белоруссия.

По мнению эксперта, Лукашенко понимает, что оппозиция в целом и оппозиционные СМИ в частности куда более надежные партнеры в противостоянии «имперскому медийному дискурсу, ставящему под вопрос само право белорусов на собственную государственность», чем «топорные» государственные пропагандисты. «Правящая верхушка заинтересована как минимум в одном направлении работы независимых СМИ – чтобы те помогали противодействовать информационной экспансии русского мира, великодержавным идеям», – полагает Александр Класковский.

Однако ни журналисты, ни политики, ни эксперты в искренность Лукашенко и в результативность возможного общенационального диалога в большинстве своем не верят. Они напоминают, что в 2009–2010 годах, когда отношения с Россией тоже разладились и Лукашенко пытался восстановить отношения с Западом, уже было нечто подобное. Называлось это Общественно-консультативным советом. Он был создан при администрации президента из числа представителей различных политических сил. «Результата от наших заседаний не было», – вспоминает член этого совета экс-глава Нацбанка Станислав Богданкевич. По его словам, уже тогда экономисты прогнозировали и девальвацию, и кризис и называли меры, способные их предотвратить, «но результат был нулевой – послушали, почитали и положили наши предложения в дальнюю папку».

«Я боюсь, что Лукашенко не меняется и вряд ли пойдет на кардинальные изменения политики. На настоящую либерализацию, демократизацию, экономические и политические реформы», – считает Богданкевич.

По мнению политических оппонентов Лукашенко, новый диалог, как и предыдущий, может оказаться лишь его имитацией. «Я не против реального диалога, но участвовал бы только в диалоге, где дискутируют оппоненты, а не те, кто имитирует оппозиционную деятельность», – заявил недавний политзаключенный, бывший кандидат в президенты Николай Статкевич.

«Сегодня оппозиция у нас очень слаба, и то, что было в 2009-м, и то, что предлагается сегодня, – это не круглый стол, а его имитация. Власть снова пытается выстроить из нас декорации для внутреннего и внешнего пользования», – оценивает ситуацию и представитель независимых профсоюзов Александр Ярошук.

Пока Александр Лукашенко окончательное добро на создание новой диалоговой площадки не дал, но пообещал подумать. Будет она или нет, в немалой степени зависит от того, как пойдут дальше переговоры с Россией по проблемным темам, полагают в Минске.    

Минск


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Владимир Скосырев

Проводниками внешней политики, вероятно, станут чиновники, считающие  КНР угрозой для США

0
613
Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Анастасия Башкатова

Центробанк усомнился в данных рекрутинговых компаний

0
722
Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Ольга Соловьева

Кабмин выделит 30 миллиардов рублей на субсидирование льготных кредитов для аграриев

0
738
Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон обусловлен требованием стабильности судебных решений

0
609

Другие новости