Национальный банк Белоруссии объявил о снижении ставки рефинансирования и напугал народ. Фото Reuters
Правительство Белоруссии нашло возможность выполнить указание президента и поднять среднюю зарплату по стране до 500 долл. в эквиваленте. Увольнять одних, чтобы заплатить другим, рекомендует опубликованное вчера постановление правительства.
Документ касается оплаты труда в бюджетной сфере. Кроме того, он действует для тех госорганизаций, которые получают субсидии из бюджета. Он рекомендует доплачивать работникам путем применения коэффициентов к окладу, за счет средств, «высвободившихся в результате реализации мероприятий по оптимизации структуры и численности работников», а также экономии «иных бюджетных средств, предусмотренных на функционирование бюджетных организаций». Экономить не разрешили только на коммуналке (то есть отключить тепло или канализацию, чтобы повысить зарплату, нельзя) и капвложениях. Проще говоря, повысить зарплату правительство рекомендует за счет сокращения какой-то части работников и отказа от покупок канцтоваров, скрепок и бумаги.
Эксперты не сомневаются, что документ быстро «склепали» в правительстве в ответ на требования Александра Лукашенко повысить среднюю зарплату по стране до 500 долл. в эквиваленте. По итогам 2016 года она едва дотянула до 370. Президент Белоруссии не только настаивает на выполнении этого требования, но и угрожает увольнением тем чиновникам, которые будут говорить о его невозможности.
Напомним, что программными документами, ранее утвержденными правительством, предусмотрен рост доходов населения лишь на 1,5%. Причем при их обсуждении даже эта цифра ставилась под сомнение. Весь прошлый год страна придерживалась совершенно иной, нежели все прежние годы денежно-кредитной политики и перестала печатать деньги. Даже негосударственные эксперты в конце концов начали верить, что власть нашла в себе силы под давлением экономических проблем отказаться от политики популизма и прекратить раскручивать инфляцию и обваливать национальную валюту. Поэтому, когда белорусский президент первый раз намекнул на 500 долл. зарплаты, а это более чем 35-процентный рост, общественность, да и чиновники решили, что это останется на уровне рекомендации или благой цели. Однако неделю назад во время большой пресс-конференции Лукашенко подтвердил, что это не шутка, а жесточайшее требование.
Уже во вторник Нацбанк неожиданно для всех заявил о снижении ставки рефинансирования. С 15 февраля она составит 16% годовых. Регулятор, который буквально три недели назад уже снизил ключевой показатель на один процентный пункт, аргументировал свое решение тем, что рост цен замедлился (10,6% в 2016 году), а белорусы пока не демонстрируют намерений массово скупать валюту, что в прежние годы приближало девальвацию. По данным статистики, население страны уже год как сдает в банки свои накопления прошлых лет, чтобы поддержать уровень потребления.
Несмотря на такую аргументацию, в экспертной среде планы Нацбанка снизить ставку рефинансирования и ослабить денежно-кредитную политику связали с жестким требованием Лукашенко о повышении зарплаты. Ранее «НГ» писала, что весь прошлый год промышленное лобби, привыкшее к дешевым кредитам, пыталось сбить Нацбанк с намеченного курса, но безрезультатно. Возможно, в этом году позиции реформаторов или, как их называет Лукашенко, «молодой поросли», не так сильны. Ведь рыночник Кирилл Рудый сменил портфель помощника Лукашенко по экономике на дипломатическое кресло и был «выслан» в Китай в качестве посла. Совсем недавно из Минэкономики, с поста заместителя министра был уволен еще один сторонник реформ – Александр Заборовский. Видя, как теряют свои позиции сторонники реформ, колеблющиеся перестали сомневаться, приняли сторону «старой школы» и начали готовить документы по ручному управлению экономикой.
В самом Нацбанке пока не говорят о готовности отказаться от монетарных ограничений и утверждают, что нынешние послабления оправданны. Однако эксперты, да и общественность еще помнят, что удешевление денег и их доступность приводят к росту доходов, а доходы идут на покупку валюты и импортных товаров, поскольку ничего конкурентоспособного местный производитель предложить не в силах. В этой цепочке пока ничего не изменилось.
Кроме того, ограничителем для возврата нерыночных методов может стать МВФ, который, как сообщают профильные чиновники, продолжает диалог с властями о кредите. Фонд жестко придерживается своих требований, о чем свидетельствуют затянувшиеся переговоры.
Понятно одно, что пока из возможных вариантов ответа на вопрос, где взять деньги на зарплату, для официального Минска существует только два варианта – отнять и поделить или напечатать.
Минск