Жителям Узбекистана нужны новые рабочие места. Фото с сайта www.narodnoeslovo.uz
В Узбекистане утверждена программа масштабных политических и экономических реформ. Она подразумевает модернизацию госуправления, судебно-правовой системы, либерализацию экономики, реформы в социальном секторе и принципы внешней политики. Программа утверждена президентом Шавкатом Мирзиёевым.
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев одобрил Стратегию развития страны по пяти приоритетным направлениям на период 2017–2021 годов. Цель затеваемых преобразований – коренное повышение эффективности реформ, создание условий для обеспечения всестороннего и ускоренного развития государства и общества, реализация приоритетных направлений по модернизации страны и либерализация всех сфер жизни. Как отмечается, стратегия будет реализована в пять этапов, каждый из которых предусматривает утверждение отдельной ежегодной государственной программы.
Нынешний год объявлен Годом диалога с народом и защиты интересов человека. В этой связи в стратегии предусматривается развитие социальной сферы, направленное на поэтапное повышение заработной платы, пенсий и пособий, эффективное решение вопросов занятости, обеспечение граждан доступным современным жильем, модернизацию жилищно-коммунального хозяйства, объектов социальной инфраструктуры, совершенствование системы социальной защиты населения и здравоохранения, сферы образования и науки, государственной молодежной политики.
Узбекистан, как известно, страна с молодым растущим населением, которое необходимо обеспечить работой. Как рассказал «НГ» экономист Бахтиер Эргашев, власть рассматривает программы по созданию почти миллиона рабочих мест, из них 300 тыс. мест - временные. Для их создания необходимо создавать новые производства, причем с участием иностранного капитала.
Президент Мирзиёев уже говорил о пяти важнейших отраслях, которые станут локомотивами экономического роста страны до 2021 года. Это текстильная промышленность, производство промышленно-строительных материалов, плодоовощной сектор, фармацевтика и туризм. Именно в эти сферы власть надеется привлечь инвестиции. Пока же в Узбекистан поступают только китайские деньги. От других стран – Кореи, России – точечно в энергетическую сферу.
По словам заместителя министра экономики Шухрата Исмаилова, Ташкент планирует в 2017–2021 годах привлечь кредиты международных финансовых институтов на сумму более 7,7 млрд долл. В частности, Всемирный банк готов предоставить 3 млрд долл. на реализацию 27 проектов. Азиатский банк развития к 2019 году выдаст кредиты на сумму 3,7 млрд долл. для осуществления 25 проектов. Еще 1 млрд долл. выделит Исламский банк развития.
Правительство также определило задачу по снижению уровня трудовой миграции. «Даже по данным УФМС России, кое-какие результаты уже есть: миграция в РФ снизилась примерно на 200–300 тыс. человек. У нас демографический взрыв, у нас многочисленное население, и понятно, что самые быстрые и самые успешные промышленные проекты не смогут всех трудоустроить, и феномен трудовой миграции будет иметь место как минимум до 2025–2030 годов», – сказал «НГ» Эргашев.
Отдельным пунктом стратегии оговариваются реформы во внешней политике Узбекистана. Эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев считает, что ждать принципиальной трансформации внешней политики Ташкента было бы неправильно. «Внешняя политика Узбекистана остается прежней и будет основываться на равноудаленности от внешних глобальных игроков, неучастии в многосторонних международных и региональных структурах, накладывающих на Ташкент какие-либо обязательства, противоречащие интересам республики, приоритет по-прежнему будет оставаться за двусторонними отношениями. И в стратегии, и в предшествующих выступлениях Шавката Мирзиёева можно отметить акцент на повышение уровня отношений со странами-соседями. Понятно, что главным здесь будет, конечно, Казахстан, с которым существует множество взаимозависимостей, и активизация двусторонних отношений Астаны и Ташкента будет полезна обеим сторонам», – сказал «НГ» Александр Князев.
По мнению эксперта, трудно увидеть что-то инновационное в отношениях с Туркменией или Афганистаном. Так, по Афганистану Ташкент остается на прежней позиции, заключающейся в том, что военного решения афганской проблемы не существует и необходим внутриафганский политический диалог. Уже возникли некоторые подвижки в двусторонних отношениях с Душанбе, хотя основной конфликт, связанный со строительством в Таджикистане Рогунской ГЭС, пока и не преодолен. Ничего не изменится в обозримой перспективе в отношениях с Киргизией. «По давно устоявшемуся в Ташкенте мнению, в Бишкеке не было, нет и пока не просматривается руководства, с которым можно было бы разговаривать», – считает Князев.