Александр Лукашенко обсудил с губернатором Костромской области Сергеем Ситниковым торговые проблемы. Фото с сайта www.president.gov.by
Президент Александр Лукашенко полагает, что, закрывая рынок для белорусского продовольствия, Москва хочет проучить Минск за активную прозападную политику. Он считает, что запрет на ввоз мяса из Белоруссии в РФ – тому подтверждение.
«Я уже начинаю думать, что, наверное, это политика – действительно боятся потерять Беларусь, все-таки тысяча километров коридор», – заявил вчера Лукашенко, комментируя в разговоре с губернатором Костромской области России Сергеем Ситниковым ситуацию с ограничением поставок в Россию белорусского продовольствия. «Да выкиньте вы из головы. Публично говорю», – заверил Лукашенко, адресуя, видимо, это сообщение высшему руководству России. Он напомнил, что свой выбор в пользу тесного сотрудничества с Россией страна сделала еще тогда, когда он только стал президентом.
«Мы провели референдум по моей инициативе: быть с Россией или не быть, и более двух третей однозначно сказали: да, мы с Россией», – напомнил Лукашенко.
В связи с этим Лукашенко призвал российскую сторону «разобраться», прежде чем запрещать поставки белорусского продовольствия. «Конечно, мы не погибнем. Мы абсолютно не погибнем. Сегодня мир глобализирован. Да, будет сложно потерять российский рынок, да и не весь мы его потеряем. Даже если Данкверт захочет, не получится. Тем не менее зачем это, мне непонятно. Я никак не могу понять, зачем это делается», – взывал Лукашенко.
Напомним, что персональные претензии и даже угрозы к главе Россельхознадзора России Сергею Данкверту Лукашенко высказывал в минувшую пятницу во время пресс-конференции. Тогда он поручил «изучить вопрос и возбудить уголовное дело по Данкверту за нанесение ущерба стране». «Когда посидит у нас в следственном изоляторе, то будет отдавать отчет за свои решения», – рассуждал президент Белоруссии.
Тем не менее запрет Россельхознадзора на поставки мяса с перерабатывающих предприятий Минской области начал действовать в понедельник. Свои действия российское ведомство объясняло тем, что подозревает Белоруссию в контрабанде украинской и европейской говядины. «При проведении ветеринарного контроля белорусской продукции Россельхознадзором с завидной постоянностью фиксируются следы повторной переупаковки и первичной маркировки (перемаркировки товаров), а также следы срезов ветеринарных клейм. Эти случаи подтверждают наличие на территории Минской области Белоруссии мошеннических схем с поставками в Россию украинского и европейского мясосырья, которое выдается за белорусское», – говорилось в сообщении Россельхознадзора. Например, сообщалось, что управление Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям с 4 по 6 февраля не пустило в Россию более 37 т говядины и 9 т мяса птицы из Белоруссии. Причина – все те же срезанные ветеринарные клейма наряду с сертификатами государственной ветеринарной службы Белоруссии.
«Что мы здесь нарушаем? Ничего. Мы покупаем и перерабатываем продукцию. Точно так мы можем купить в Украине, в Польше мясо. Переработать его на предприятиях, получив новый продукт, и поставлять на все рынки», – изложил свою позицию белорусский президент. По его словам, свободные мощности белорусской переработки позволяют перерабатывать не более 2–3% импортного сырья, в то время как остальное свое. «И что, эти 2–3% какую-то угрозу нанесут России?» – задал он риторический вопрос костромскому губернатору.
Лукашенко снова жаловался на буксующую интеграцию в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС): «Встает вопрос, зачем мы создавали единое экономическое пространство не только в нашем Союзном государстве, но и в ЕАЭС». Сокрушался по поводу того, что не все разделяют его беспокойство по этому поводу: «Меня это волнует, и я об этом говорю, а это вызывает какое-то непонимание или отторжение в Москве и в Минске у некоторых».
Вчерашняя риторика Лукашенко не была агрессивной, хотя и состояла из упреков. Впрочем, даже угрожая в минувшую пятницу тюрьмой Данкверту, Лукашенко оставлял себе люфт для отступления, называя президента России Владимира Путина своим другом, которого подводят «плохие бояре», и отрицая намерения покинуть ЕАЭС и Таможенный союз. Правда, о приостановке своих интеграционных усилий он все же заявлял. В частности, о том, что отозвал своих представителей из таможенных органов и «не прикоснется» к Таможенному кодексу, пока не решатся имеющиеся торговые проблемы. Имеется в виду не только и не столько продовольствие, сколько нефть и газ. Он также дал понять, что не намерен участвовать в заседании Высшего госсовета Союзного государства, которое должно было состояться в Москве 9 февраля, если Россия не пойдет на уступки по этим вопросам.
Вчера серьезность намерений белорусского президента подтвердил пресс-секретарь Владимира Путина. «До сих пор не удалось согласовать эти сроки с учетом графиков глав государств, поэтому пока точных сроков нет», – ответил Дмитрий Песков на вопрос о дате проведения заседания.
Не дали результатов и переговоры по газово-нефтяной тематике, сообщил вчера российский вице-премьер Аркадий Дворкович. «Пока нет подвижек. Ждем предложений от наших коллег, но в любом случае мы ждем оплаты за 2016 год», – сказал он. О том, что переговоры должны были состояться 4 февраля, говорил Александр Лукашенко.
Минск