Фото сайта www.iraniangas.ir
Национальная иранская газовая компания (NIGC) намерена судиться с туркменской энергетической компаний «Туркменгаз» за прекращение подачи топлива с 1 января 2017 года. Об этом сообщает агентство Fars со ссылкой на заявление исполнительного директора Хамида Резу Араки. Ашхабад с 1 января 2017 года прекратил поставки топлива в северные провинции Ирана.
«Иран будет в ближайшее время примет правовые меры против «Туркменгаза», – заявил он журналистам. Араки заявил, что уже подготовлен иск в международный арбитраж. Туркменская сторона, по его словам, объясняет свои действия, якобы неправильными расчетами оплаты за поставленный газ, и требует погасить образовавшийся долг в размере около 2 млрд. долл.
Иранская сторона долг признает, но не в таком объеме. NIGC заявила, что именно «Туркменгаз» нарушает контракт, и у иранской стороны есть веские причины подать в международный арбитраж. Еще в декабре прошлого года официальный представитель Ирана заявил, что если у Туркменистана есть какие-либо претензии по долгам за газ, то необходимо обратиться в международный суд.
Напомним, Иран рассчитывался за туркменский газ бартером – поставками промышленного и энергетического оборудования, транспортными средствами и сельскохозяйственной продукцией. Туркменистану, оказавшемуся в глубоком экономическом кризисе, нужны деньги. В этой ситуации требования Ашхабада логичны, однако шантаж с ограничением газоснабжения может привести к тому, что Туркменистан окажется в тупике. За 10 лет изменилась не только ситуация в Иране, но в целом. Если в 2008 году Туркменистан поставлял ежегодно 40 млрд. кубометров газа в Россию, строился газопровод в Китай и Ашхабад был «на коне», то теперь из «клиентов» у центральноазиатской страны остались только Китай и Иран. В прошлом году контракт с «Туркменгазом» разорвал «Газпром» и в ближайшие годы поставки туркменского газа в России возобновлены не будут. А в Поднебесную газ поставляется в счет погашения взятого Ашхабадом кредита, т.е. денег от него тоже нет.
В споре с Ираном проигравшей стороной опять может оказаться Туркменистан. Несговорчивость Ашхабада в российском случае не принесла денег, и даже можно предположить, что лишила прибыли в перспективе. Теперь разгорается конфликт с Ираном. В Тегеране в последние годы все чаще говорят о прекращении сотрудничества с Ашхабадом, для которого иранский рынок в 1997 году стал первым экспортным рынком.
NIGC заявляла о том, что в ближайшее время прокладывает новую газотранспортную систему, которая объединит все регионы страны. Таким образом, необходимость в туркменском газе отпадет сама собой. Не исключено, что ситуацией воспользуется Китай, оставшись единственным покупателем туркменского газа. Вероятность того, что Пекин попытается сбить цену на газ, Единственным клиентом Туркменистана останется с Китаем. И Пекин вряд ли не попытается воспользоваться ситуацией и сбить цены на газ, который покупался в прошлом году, согласно данным таможни Китая, у Ашхабада в среднем за 185 долл. за тысячу кубометров.