Парламентское большинство Грузии хочет адаптировать Конституцию к сегодняшним реалиям. Фото с сайта www.parliament.ge
В конце весны Грузия получит новую Конституцию. Сейчас пакет изменений рассматривается Конституционной комиссией, а также рабочими группами, специализирующимися на различных направлениях Основного закона. Одним из анонсированных изменений может стать запись об особом статусе Абхазии и Южной Осетии в составе единого грузинского государства.
Шумиха, вызванная заявлением депутата Закарией Куцнашвили о том, что «Грузия должна сделать новый шаг в направлении оккупированных территорий» и зафиксировать в Конституции особый статус неподконтрольных бывших автономий, в целом не очень понятна. Во всех редакциях Конституции Грузии фигурировала и фигурирует запись об автономном статусе этих территорий.
Куцнашвили обосновал свое заявление тем, что «поскольку важно восстановление территориальной целостности страны мирным путем, было бы правильно и своевременно предоставить особый статус нашим братьям абхазам и осетинам». «Если присвоение особого статуса будет приемлемым для наших друзей, для чего, наверное, потребуется время, то каким может быть этот особый статус – должно быть решено за столом переговоров... Мы обязаны осуществить смелый шаг и направить этот посыл абхазским и осетинским братьям, предложить им особый статус в рамках единого грузинского государства», – пояснил Закария Куцнашвили.
Политолог Рамаз Сакварелидзе, комментируя происходящее, заявил «НГ», что заявление об особом статусе Абхазии и Южной Осетии, очевидно, стало следствием того, что будущий парламент рассматривается как двухпалатный, а один из важнейших вопросов – территориальное обустройство страны, с чем у Грузии общеизвестные проблемы. «Предстоит бережно решать этот вопрос так, чтобы сформировать двухпалатный парламент. Это не направлено именно на фиксацию статуса этих регионов, их статус и так записан в сегодняшней Конституции, и альтернатив не имел. Речь идет о формулировках в Конституцию, позволяющих создать почву для формирования двухпалатного парламента», – заявил Сакварелидзе «НГ». На вопрос «НГ», почему из этого ряда выпала Аджария – еще одна грузинская автономия, политолог заметил, что и она, естественно, не останется без внимания, а сейчас не говорят о ней потому, что этот регион не представляет для Тбилиси какую-либо проблему.
Парламентское большинство, кстати, конституционное, что развязывает ей руки в плане принятия изменений, отводит на весь процесс около трех месяцев, обещая, правда, при этом широкое обсуждение всего пакета, когда он будет готов. Также обещано провести консультации и получить заключение Венецианской комиссии. Однако ряд конституционалистов утверждает, что из-за масштабности задачи трех месяцев недостаточно. В частности, Вахтанг Дзабирадзе выразил недоумение, почему озвучено ограничение по срокам. «Если стоит вопрос максимального освобождения Конституции от политического давления, тогда в процесс следует вовлечь как можно больше представителей общественности, устроить публичные обсуждения и сделать это так, чтобы в них мог участвовать любой человек», – считает Дзабирадзе. По его словам, за три месяца можно успеть проделать всю работу, но насколько качественной будет Конституция, насколько она будет близка гражданам – это вопрос. «Думаю, народ должен принять в процессе активное участие. Лишь в таком случае Конституция будет совершенной, подстроенной под страну и общество, и что самое главное – легитимной», – считает он.
Более скептически настроен еще один конституционалист, член конституционной комиссии Вахтанг Хмаладзе. «Поступило очень много предложений, среди которых есть и принципиально противоположные. Я сомневаюсь, что за три месяца можно провести полноценные обсуждения и достичь согласия по всем вопросам», – заявил Хмаладзе. По его словам, многие из них требуют публичного обсуждения. Самыми проблематичными ему кажутся предложения о системе парламентских выборов и порядок избрания президента – сейчас его предполагается выбирать голосованием в парламенте. Хмаладзе считает, что эти два вопроса носят политическую нагрузку, способны привести к столкновению интересов, и в сжатые сроки договориться по ним сложно.
Рамаз Сакварелидзе полагает, что Конституция нуждается в редактировании, потому что принималась прежними властями в спешке, с главной целью, чтобы президент Михаил Саакашвили продолжил возглавлять Грузию в ранге премьер-министра, причем так, что мог и до конца дней оставаться на этой должности. «У него уже истекал срок президентства, многое делалось впопыхах, какие-то параграфы недоработаны или составлены и сформулированы под конкретные задачи власти. Например, перенос парламента в Кутаиси. Выступления оппозиции по традиции проходят у парламента, а ездить на акции в Кутаиси охотников куда меньше, вот он и хотел избавиться от этого», – сказал «НГ» Сакварелидзе. По его словам, многие компоненты сегодняшней Конституции не соответствуют или друг другу, или реальности, поэтому отредактировать Основной закон необходимо.