Донбасс все еще очень далек от прочного мира. Фото с сайта www.dan-news.info
Вчера Надежда Савченко обнародовала списки украинских граждан, освобождения которых добивается Киев, и назвала общее количество людей, считающихся пленными и заложниками. Несколькими днями ранее СБУ предупредила депутата, что делать этого нельзя. Украинские эксперты считают, что Савченко принимает участие в новой волне информационной кампании, связанной с приближающейся инаугурацией президента США.
В Киеве исходят из того, что после 20 января Москва и Вашингтон попытаются наладить диалог. Руководитель центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко сказал украинским СМИ: «Может быть, будет период некой условной перезагрузки, когда спорные проблемы Москва и Вашингтон могут оставить в стороне, смягчить санкции (вряд ли снять полностью, а вот смягчить могут). Вряд ли признает администрация Трампа Крым российским, это крайне маловероятно. А вот по Донбассу может быть предпринята очередная попытка реализовать Минские договоренности». По его мнению, загвоздка по-прежнему в том, в какой очередности следует выполнять пункты Минских соглашений: «Если будет предложена (Россией. – «НГ») та же формула, что и раньше – сначала выборы, а потом все остальное, то эта формула не будет принята украинским обществом, украинским парламентом». Фесенко отметил, что переговоры об урегулировании в Донбассе без учета мнения Украины обречены на провал.
Политический эксперт Тарас Чорновил сказал «НГ», что Киев не откажется от прежних требований о выполнении пунктов Минских соглашений поочередно: «Сначала прекращение огня, отвод войск, обеспечение безопасности. Только после этого можем говорить о политическом урегулировании. Пока не выполнены первые пункты соглашений, ни о каких выборах местных органов власти в Донбассе речи быть не может. Команда Порошенко четко объявила: есть красные линии, за которые мы заходить не можем. Не может быть торга по поводу государственного суверенитета и территориальной целостности Украины».
Эксперт считает, что с приходом к власти Дональда Трампа российская сторона попытается настоять на своем плане, общие черты которого были обнародованы в прошлом году. «Украину пытаются принудить к миру на российских условиях. Это означает: Киев хотят заставить провести выборы в Донбассе в нынешней ситуации, когда там идут бои, когда украинская власть не контролирует часть территории, когда никто не собирается складывать оружие», – убежден Чорновил. По его мнению, выборы в такой ситуации приведут к легализации ЛНР и ДНР.
Киев, как известно, добивается демонтажа системы власти республик Донбасса и возвращения региона под свой контроль. Сделанные после праздников заявления лидеров республик свидетельствуют, что те не собираются сдаваться и не отказываются от своих прежних притязаний на всю территорию Донецкой и Луганской областей. Например, председатель Народного совета ДНР Денис Пушилин, участвующий в минских переговорах по урегулированию, на днях заявил о создании «на оккупированной ВСУ» (подконтрольной Украине) части Донбасса первичных ячеек общественного движения «Донецкая Республика».
В Киеве и на Западе гораздо больше внимания привлекли заявления, прозвучавшие накануне праздников в Москве. Профессор политологии в Ратгерском университете в Ньюарке (Нью-Джерси, США) Александр Мотыль в своей колонке для издания Atlantic Council предположил, что «Россия может планировать крупную наземную операцию против Украины». Он напомнил о прозвучавшем 20 декабря заявлении старшего эксперта Центра военно-политических исследований Московского государственного института международных отношений Михаила Александрова о возможности атаки украинской территории «при поддержке нашей авиации и систем дальнего радиуса действия: то есть ракетными системами, крылатыми ракетами, а также «Искандерами». Спустя неделю тема захвата украинских городов обсуждалась в телепрограмме «Вечер с Владимиром Соловьевым» при участии бывшего главы МИД ДНР Александра Кофмана. «29 декабря Михаил Хазин, русский экономист, телеведущий... бывший представитель администрации президента, предположил, что Украина будет разделена между Польшей и Россией. В российской части, соответствующей юго-востоку Украины, Москва должна запретить украинский язык и культуру. Оккупированный Россией север Украины, что соответствует Киевской, Сумской и Черниговской областям, будут трансформированы в сельскохозяйственные глубинки, лишенные промышленности и вооруженных сил. «Избыток населения» будет депортирован на Дальний Восток России», – отметил Мотыль.
Тарас Чорновил считает, что подобные заявления, сделанные не официальными лицами, это психологическая атака на Украину и Запад: «Судя по тому, что мы знаем о ситуации на фронте, ничего не свидетельствует о подготовке к широкомасштабной наступательной операции. Та сторона не готова начать большую войну. Но намекает, что может… В то же время в Украине прозвучало несколько заявлений с призывом к компромиссу, чтобы избежать большой войны. Это похоже на информационную кампанию». Эксперт напомнил, что олигарх Виктор Пинчук во влиятельном американском издании изложил план разрешения ситуации в Донбассе, совпадающий, как считают в Киеве, с российскими предложениями. Затем первый президент Украины Леонид Кравчук выступил с инициативой о том, чтобы Россия и Украина делегировали на переговоры авторитетных людей, не имеющих отношения к политике, которые договорились бы о прекращении конфликта. «Прозвучали и заявления членов «Оппозиционного блока». Подключилась Савченко, в меру своих возможностей и интеллекта. Все эти люди льют воду на российскую мельницу: фактически призывают инкорпорировать подконтрольную России часть Донбасса (на особых условиях) в Украину, чтобы тем самым вернуть Украину в орбиту влияния России», – отметил он.
Надежда Савченко утверждает, что она добивается только освобождения пленных по принципу «всех на всех». В декабре в Минске стороны договаривались провести обмен к новогодним праздникам, однако списки не согласовали, а дополнительные условия (вроде амнистии для всех защитников ДНР и ЛНР) не выполнили. Савченко в первые дни января побывала на линии фронта, о чем сообщила в соцсети: «Посетила штабы Национальной гвардии и Вооруженных сил Украины в зоне боевых действий. Службу несут на высоком уровне». Вернувшись в Киев, Савченко заявила о намерении обнародовать списки пленных. Представители руководства СБУ публично заявили, что этот шаг может повредить процессу обмена и негативно повлиять на судьбу отдельных людей и семей.
Тем не менее Савченко вчера открыла списки. Она сопроводила этот шаг записью на странице в соцсети: «Не надо придумывать ничего нового. Классический метод обмена в три этапа хорошо показал себя во многих странах мира во время войн. Этап первый: осуществляется обмен по спискам, которые подтверждает каждая сторона. Этап второй: оставшиеся в списках разыскиваются по скрытым тюрьмам и подвалам одной и другой стороной. Этап третий: все, кого найти не удалось, признаются мертвыми или без вести пропавшими. После этого начинается работа по розыску захоронений, эксгумации, идентификации и перезахоронению погибших».
Савченко сообщила, что украинская сторона подала запрос на выдачу ей 129 военнопленных, которые содержатся на территории ДНР и ЛНР, но республики подтвердили содержание 42 человек. При этом 494 военнослужащих считаются пропавшими без вести. ДНР требует выдачи 524 «своих», ЛНР – 377, украинская сторона подтвердила задержание 256 человек. «При таком раскладе есть первый этап обмена: это 42 на 256», – написала Савченко. Она уточнила, что на первом этапе требуется освободить также заключенных – украинских граждан в РФ и россиян в Украине. По данным Савченко, Киев направил запрос на 44 заключенных. «В Украине в тюрьмах тоже есть российские граждане, отбывающие наказание за преступления, совершенные против территориальной целостности Украины и против украинского народа в период с 2014 по 2016 год. Их в настоящее время 102 человека», – написала Савченко.
Информированный источник «НГ» в Киеве допустил, что обнародование этих сведений может стать началом провокации, в результате которой обмен пленными будет сорван, а ситуация в зоне конфликта обострится: «Савченко обычно не задумывается, куда ведут ее благие намерения… Ее могут использовать».
Сама Савченко в интервью телеканалу News One заявила, что дорогу в ад в Донбассе утрамбовывают те, для кого война стала бизнесом. «Я считаю и знаю, что это возможно (закончить войну в 2017 году. – «НГ»). Войну, которой нет, легко закончить. Если война выгодна в финансовом плане, то она будет продолжаться вечно. Сейчас... все отлично понимают, почему продолжается война. Потому что кому-то она выгодна. Но она не выгодна украинцам, поэтому ее нужно закончить», – сказала она.
Как именно завершится конфликт, кто пойдет на уступки – об этом сейчас спорят в Киеве. Замминистра по вопросам временно оккупированных территорий Георгий Тука в блоге для издания «Новое время» написал: «На сегодняшний день Россия готова отдать Донбасс только на своих условиях. Однако уверен, Украине удастся перенять инициативу и реализовать свой сценарий возвращения оккупированных территорий. Очень надеюсь, что это произойдет уже в следующем году, максимум – к середине 2018 года. Правда, критически важно сохранить поддержку Европы и США».
Киев