На фото губернатор Закарпатской области Геннадий Москаль. Фото пресс-службы
В 2017 году украинские регионы могут потребовать для себя (каждый) особый статус. Власть расценивает подобные выступления как локальные вспышки сепаратизма, организованные внешними силами. Эксперты указывают на внутренние причины, главная из которых – неудачная попытка децентрализации власти.
Опасной считается ситуация в Западной Украине. На днях губернатор Закарпатской области Геннадий Москаль поручил областному управлению СБУ выяснить, кто стоит за информационной кампанией об «автономистских настроениях» в регионе. На своей странице в соцсети Москаль пояснил, что в Закарпатье нет тех настроений, о которых пишут некоторые СМИ.
«Призываю и центральный аппарат СБУ жестко реагировать на попытки некоторых наших интернет-ресурсов подыгрывать российским спецслужбам в информационной войне против Украины», – написал губернатор.
В начале ноября, когда в Киеве с подачи руководства СБУ обсуждали план «Шатун» (якобы разработанный российскими спецслужбами план дестабилизации Украины), Геннадий Москаль обратил внимание на то, что в этом контексте упоминалось имя одного из лидеров движения русинов Ивана Данацко. В документах, подлинность которых не подтверждена, его называли «народным губернатором Закарпатья». Москаль поручил областному управлению СБУ выяснить, чем на самом деле занимается Данацко: «В плане (о котором сообщило руководство СБУ. – «НГ») указан «тарифный майдан», который в Закарпатье активно продвигает Данацко, а также другие акции, в том числе с участием «добровольческих батальонов».
Но внимание СБУ в тот момент было привлечено к действиям местных органов власти Закарпатья: в середине октября депутаты облсовета приняли жесткое обращение к центральной власти. Указывая на нерешенность самых острых проблем региона, на недостаток финансирования, большинство депутатов проголосовали за то, чтобы Киев предоставил «широкие административные и финансовые полномочия органам местного самоуправления». Причем предлагалось внести поправки в Конституцию Украины, чтобы таким образом закрепить расширение прав региона.
«Закарпатский областной совет просит безотлагательно внести изменения в Конституцию Украины и законы Украины с целью ухода от централизованной модели управления, обеспечения возможностей и широких полномочий местного самоуправления, построения эффективной системы территориальной организации власти в Украине, реализации в полной мере положений Европейской хартии местного самоуправления, принципов субсидиарности, финансовой и материальной самодостаточности местного самоуправления», – процитировали информагентства текст обращения.
В Ужгороде всегда были политические силы, выступающие за особый статус Закарпатья – хотя бы на том основании, что это уникальная область, граничащая с четырьмя странами ЕС (Польшей, Словакией, Венгрией, Румынией). Весной с.г. в СМИ появилось даже определение нового статуса – «специальная самоуправляемая административная территория». Именно это название было использовано в 1991 году, когда жители Закарпатья провели референдум о будущем региона. Тогда около 80% граждан проголосовали за то, чтобы остаться в составе независимой Украины, но получить особый статус. Но результаты референдума не были ни признаны, ни учтены центральной властью.
Губернатор Москаль убежден, что в его регионе «нет сепаратизма или антиукраинских настроений», а расшатать ситуацию пытаются только внешние силы. Вместе с тем он отметил, что область зависит от финансирования, объемы которого утверждаются в Киеве: «Закарпатье остается дотационным на 76% (некоторые районы – более чем на 98%) и зависимым от вливаний из государственного бюджета Украины. Сейчас область находится в очень трудном финансовом положении. Из-за перекосов с дотациями и субвенциями возникла задолженность в медицинской, образовательной и других сферах…» Именно экономические проблемы вынуждают местную власть делать громкие заявления с целью привлечь внимание центра, полагает Москаль.
В этом Закарпатье не является уникальным. На днях агентство «Пресса Украины» сообщило о состоявшемся во Львове форуме польской общины, участники которого потребовали экономической автономии от Киева. Речь шла о том, чтобы регион получил право самостоятельно развивать экономические связи с Польшей. Сейчас в области собирают подписи жителей под обращением об экономической автономии. По сообщению местных СМИ, за несколько дней петицию к областному совету поддержали 2 тыс. человек – вдвое больше, чем требуется для того, чтобы львовские депутаты внесли вопрос в свою повестку дня. Это произойдет в начале нового года.
С 2014 года, когда начались события в Донбассе, тема особого статуса не раз поднималась украинскими регионами. Правда, все они требовали не политической автономии, а экономических свобод. Назывались проекты по-разному, но сводились к тому, чтобы регионы получили право самостоятельно выстраивать экономические связи, свободно распоряжаться заработанными деньгами и общаться с Киевом на основе договорных отношений. Подобные требования в разной форме выдвигали Житомир, Кировоград, Хмельницкий, Ивано-Франковск, Одесса, Днепр, Запорожье. Местные советы ссылались на тяжелое экономическое положение, на нерешенность социальных проблем.
Ответ Киева традиционно сводился к тому, что выходом из ситуации станет децентрализация власти. Такое обещание звучало еще на майдане. Однако в действительности вылилось в полумеры. Так, проект децентрализации выписан в новом разделе украинской Конституции, который к настоящему моменту окончательно не утвержден. Верховная рада отказывается его рассматривать, поскольку в этом же разделе содержится пункт о том, что порядок местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей будет утвержден специальным законом.
Украинская власть отмечает, что децентрализация происходит и без введения в действие этого раздела Конституции. Местные органы власти получили право оставлять в своих бюджетах часть собранных налогов. В качестве примера успешности децентрализации официальный Киев приводит начавшийся в этом году процесс объединения территориальных общин. Речь идет о том, что населенные пункты формируют совместные органы власти: укрупнение якобы позволяет накопить финансовые ресурсы и решать более широкий спектр проблем.
О реальном положении дел с децентрализацией можно судить по тому, что треть украинского населения до сих пор не знает, что это такое.
Комментируя ситуацию в Закарпатье, экс-руководитель Главного следственного управления СБУ, генерал-майор Василий Вовк сказал изданию «Обозреватель»: «Сепаратистские настроения есть в любом регионе, который граничит с той или иной соседней страной. Сепаратизм в Закарпатье, сепаратизм в Буковине… Это вещи, которые нельзя оставлять без внимания, но которые не имеют решающего значения на фоне тех событий, которые происходят на востоке». Замминистра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины Георгий Тука в интервью телеканалу ICTV признал, что локальные вспышки сепаратизма «существуют по всей стране… В частности, в Западной Украине, в Николаевской, Херсонской, Одесской областях».
Руководитель Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала считает, что власть не решилась на масштабную реформу и теперь все время сталкивается с протестом регионов. Эта тенденция может нарастать.
Киев