Секретарю Совета национальной безопасности
и обороны Украины Александру Турчинову прочат отставку. Фото с сайта www.rnbo.gov.ua |
В Украине сокращается число людей, которые верят в возможность масштабной войны с Россией. Общество разделилось на два больших лагеря. Одни хотят нормализации отношений с РФ и призывают власть идти на уступки в вопросах урегулирования в Донбассе. Другие придерживаются противоположного мнения. Раскол отражается на политических процессах: в ближайшее время в Украине возможны значительные кадровые перестановки.
Сейчас 41,6% украинцев не верят, что Россия может начать открытую полномасштабную войну против Украины, 35,4% – верят, 23% – затруднились ответить. Таковы результаты соцопроса, проведенного в ноябре Центром Разумкова. В июле в вероятность военной агрессии со стороны РФ верили 51,9%, не верили 34,1%, не определились с ответом 14%. Летом опрос проводился Центром социальных исследований «София». Тогда выяснилось, что в случае масштабной войны только 27% украинцев готовы участвовать в отрядах территориальной обороны или помогать им. Но 38,7% заявили, что встанут на сторону тех сил, которые выступают за прекращение войны. Еще 24,7% сказали, что не станут ни во что вмешиваться.
Летний опрос удивил экспертов, ведь еще год назад большинство украинцев готовы были воевать с оружием в руках. Кроме усталости от беспросветной ситуации в Донбассе на нынешние настроения повлияло, видимо, изменившееся отношение украинцев к России.
Уже в сентябре традиционный двойной опрос, который в Украине проводит Киевский международный институт социологии (КМИС), а в России Левада-Центр, показал, что отношение украинцев к соседям выровнялось. Крым и Донбасс остались болевыми точками, которые вызывают негативные эмоции у людей, но «черно-белое» восприятие осталось в прошлом.
По данным КМИС, в мае 42% украинцев заявили, что хорошо относятся к России, в сентябре – 40%. Негативно настроенными по отношению к соседнему государству в мае были 43% украинцев, в сентябре – 46%. В то же время в России число положительно настроенных по отношению к Украине граждан уменьшилось за 5 месяцев на 13%, с 39% в мае до 26% в сентябре. Тех, кто заявил о своем плохом отношении, стало на 9% больше (47% в мае и 56% в сентябре).
Объяснение в том, что более 80% россиян в сентябре заявили, что по-прежнему поддерживают присоединение Крыма к России. Столько же украинцев – что не поддерживают. Противостояние продолжается и из-за событий на востоке Украины. Граждане двух стран одинаково негативно оценивают ситуацию в Донбассе, но причины ее видят по-разному. В России общественное мнение склоняется к тому, что на востоке Украины в 2014 году начался внутренний конфликт, а в Украине большинство граждан убеждены, что военные действия спровоцировала «российская агрессия».
На этом фоне любопытны последние данные Центра Разумкова, который выяснил, что сейчас 51,1% граждан Украины считают украинцев и россиян братскими народами, не разделяют это мнение 33,8%, затруднились с ответом 15,2%. Руководитель Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала, комментируя эти данные в своем блоге, написал, что Украина, видимо, проиграла информационную войну. Ведь если бы все украинцы абсолютно верили заявлениям своей власти, что войну в Донбассе ведет Россия, то вряд ли половина опрошенных назвала бы россиян братским народом. Бала отметил, что украинские политики сами предложили обществу «ложный по смыслу понятийный ряд: вместо войны – антитеррористическая операция, под видом реформ – спекулятивный популизм и т.д. и т.п.». Кроме того, власть, по мнению Виталия Балы, неверно определила приоритеты и по остаточному принципу финансировала такие сферы, как информационная и внешняя политика.
Противоречия между политическими заявлениями и юридическими определениями запутали не только многих рядовых граждан. Например, Надежда Савченко, попавшая в скандальную ситуацию из-за встречи с главами ДНР и ЛНР, делает резкие заявления в адрес России и призывает напрямую договариваться с Донбассом. Партия «Батькивщина», которая исключила Савченко из своей фракции, считает Захарченко («Александр Захарченко – лидер ДНР. – «НГ») и Плотницкого (Игорь Плотницкий – глава ЛНР. – «НГ») «террористами», с которыми никакого разговора быть не может. Некоторые украинские политические силы считают, что диалог с Россией могут вести США.
В спорах о том, что делать с Донбассом, наиболее жесткую позицию занимают праворадикальные силы и политики из команды экс-премьера Арсения Яценюка. Нынешний секретарь Совета нацбезопасности и обороны (СНБО) Украины Александр Турчинов на днях в интервью агентству «Лига Бизнес Информ» выступил за блокаду территорий, неподконтрольных украинской власти: «Если мы хотим ускорить процесс освобождения своих территорий, нужно выбирать радикальный вариант… Лично моя позиция: идет война, и все должны работать на победу. Полная изоляция оккупированной территории значительно приблизит сроки ее освобождения». Он отметил, что западные партнеры Украины не поддерживают такой сценарий.
Турчинов убежден, что события в Донбассе спровоцировала российская сторона: «Если бы не было прямой агрессии Российской Федерации – война в Донбассе закончилась бы если не за дни, то за недели. Но Россия пока имеет мощный ресурс, который использует в войне против нас. Поэтому освобождение оккупированных территорий – к большому сожалению – не блицкриг. Это тяжелый и продолжительный процесс. Для этого мы должны наращивать нашу военную мощь и укреплять Вооруженные силы, обеспечивая их современной техникой и мощным вооружением. Системно укреплять весь спектр безопасности и обороны».
В том же интервью он обвинил российскую сторону в невыполнении Минских соглашений (хотя Россия ни разу не упоминается в документе). И заявил, что Украина выполнит свои политические обязательства только в случае «прекращения огня, вывода российских войск, восстановления контроля над украинско-российской границей. После этого – восстановление украинской власти и проведение выборов».
Очень жесткие формулировки в интервью чиновника, по мнению руководителя Института украинской политики Константина Бондаренко, могли быть вызваны непубличными процессами в Киеве. Политолог написал в своем блоге, что получил информацию из надежных источников: «В ближайшее время в структурах власти Украины должна произойти кадровая ротация. Александр Турчинов – на выход с должности секретаря СНБО. Его место вроде бы должен занять Василий Грицак – председатель Службы безопасности Украины (СБУ)… Именно приближением отставки продиктовано нашумевшее интервью Турчинова: он начинает собственный проект по созданию радикальной силы, которая будет противиться попыткам нормализовать ситуацию на востоке страны». Бондаренко считает, что ниша для подобного политического проекта существует: «Инициатива Турчинова вызовет ура-патриотическую эйфорию…» Политолог отметил, что не располагает никакой официальной информацией ни об отставке секретаря СНБО, ни о том, что Турчинов действительно создает свой политический проект. Но слухи об этом циркулируют на фоне разговоров о досрочных парламентских выборах.
Киев