Акции, состоявшиеся два года назад, были эмоциональными и вызвали политический кризис. Фото РИА Новости
В Украине вновь обсуждают закон, согласно которому русский язык в 2012 году получил статус регионального. Первая попытка отменить закон была предпринята сразу после бегства из страны президента Виктора Януковича, в марте 2014 года. Соответствующее голосование в Верховной раде было истолковано лидерами выступлений в Крыму и в Донбассе как доказательство прихода к власти в Украине радикальных националистов.
Согласно Конституции, в Украине единственным государственным языком является украинский. Споры о статусе русского языка велись все годы независимости: вопрос актуализировался в ходе каждой предвыборной кампании, а после выборов о нем забывали. Виктор Янукович до избрания на пост президента в 2010 году тоже обещал избирателям повысить статус русского языка. Но для этого требовалось внести поправку в Конституцию, для чего необходимо согласие не менее 300 (из 450) депутатов Верховной рады. Партия регионов Виктора Януковича и ее союзники по парламенту не располагали необходимой поддержкой.
В июле 2012 года правящая в то время команда нашла выход из ситуации: был молниеносно (и с многочисленными нарушениями процедуры) утвержден закон «Об основах государственной языковой политики». Формально он предполагал, что все национальные меньшинства, представители которых составляют 10% и более населения того или иного района или области, вправе использовать родной язык наравне с государственным украинским. Фактически эта норма позволяла уравнять в правах русский и украинский языки на региональном уровне на половине территории Украины. «Этот закон стал моральной, политической, идеологической подготовкой к российской агрессии», – считает замглавы праворадикальной партии «Свобода» Андрей Ильенко.
В 2012 году «Свобода» располагала крупной фракцией в Верховной раде. Партия инициировала акции протеста, которые получили в прессе название «языковой майдан» и стали прелюдией к масштабному украинскому майдану, случившемуся через полтора года после принятия закона о региональных языках. Первые акции продолжались недолго, в них участвовали как противники повышения статуса русского языка, так и те, кто выступал против незаконных действий власти – из-за грубых нарушений процедуры голосования в Верховной раде. Позже стали вспыхивать акции протеста нацменьшинств (болгарского, румынского, других), представители которых обнаружили, что на них новый закон о языке не распространяется.
В конце концов, именно наплевательское отношение власти к закону и законности породило запрос украинского общества на евроинтеграцию как единственный способ добиться равноправия и справедливости. Голосование за закон о региональных языках дало старт дальнейшей практике принятия нужных власти решений при помощи незаконных процедур и действий. С другой стороны, неудобные власти законы просто игнорировались, хотя формально продолжали действовать. Все это вылилось в майдан 2013–2014 годов.
После бегства Януковича Верховная рада взялась за рассмотрение законопроекта об отмене закона о языке. Голосование состоялось в конце февраля 2014 года. В Крыму и в Донбассе многие восприняли решение украинского парламента как подтверждение тиражируемых в местных СМИ заявлений о том, что к власти в Киеве пришли «фашисты». Поползли слухи о принудительной украинизации, а также о скором наступлении украинских националистов и радикалов, которые якобы собираются устроить расправы над русскоязычными.
Чтобы не обострять ситуацию, и.о. главы государства Александр Турчинов не подписал и не ввел в действие решение депутатов об отмене закона о региональных языках. Формально он действует до сих пор. Летом 2014 года, когда Крым отделился, а события в Донбассе переросли в настоящую войну, соцопросы показали, что более 70% украинцев выступают за унитарное устройство государства, около 60% – за сохранение одного государственного языка – украинского. Тогда 57 депутатов Верховной рады направили в Конституционный суд запрос о конституционности закона о региональных языках. Суд долго откладывал рассмотрение вопроса. Слушания начались в середине ноября нынешнего года. А на этой неделе Конституционный суд приступил к рассмотрению дела по существу. Заседания сопровождаются акциями, которые проводит партия «Свобода». Их участники заявляют, что закон противоречит Конституции, а поэтому должен быть отменен.
Завотделом социально-политических процессов Института социологии НАН Украины, руководитель социологической службы Ukrainian Sociology Servicе Александр Вишняк считает, что суд может отменить не весь закон, а только отдельные его положения. «Отмена закона, авторами которого выступили депутаты от Партии регионов, возобновит действие старого советского закона о языках, в котором говорилось, что русский – язык межнационального общения народов СССР. Для функционирования и развития украинского языка это даже хуже. Дело в том, что в переходных (временных) положениях закона, принятого в 2012 году, содержалась норма о прекращении действия советского закона», – сказал он «НГ».
Эксперт отметил, что политики привыкли спекулировать на теме статуса языков. Но для общества этот вопрос не является приоритетным. Поскольку права русскоязычных в Украине никогда не ущемлялись, то и статус языка имел политическое значение. Граждане, независимо от национальности, традиционно не вносили языковой вопрос в первую десятку актуальных проблем. «Какое бы решение ни принял сейчас Конституционный суд, можно не сомневаться: этим решением воспользуются либо крайне правые, либо пророссийски настроенные силы. Либо те, либо другие – в зависимости от судебного вердикта – попытаются вывести своих сторонников на улицы. Но никаких массовых акций не будет. Людей беспокоят совершенно другие проблемы», – пояснил Вишняк.
Соцопрос, проведенный в ноябре группой «Рейтинг», показал, что на первое место в списке приоритетных для страны и для себя лично проблем украинцы ставят войну в Донбассе (53%), коррупцию в органах государственной власти (38%), безработицу, низкий уровень жизни, высокие цены (до 30%). Вопрос о статусе языков оказался на последнем месте в списке приоритетных для украинцев проблем, он беспокоит только около 2% граждан.
Киев