Станислав Карчевский признался, что решение возобновить контакты с Минском далось тяжело. Фото с сайта www.house.gov.by |
Вчера закончился визит в Минск представительной делегации польских депутатов во главе с председателем верхней палаты парламента Станиславом Карчевским. Стороны подписали ряд соглашений и объявили о наступлении нового этапа в межгосударственных отношениях.
Визит польской делегации широко освещался официальными СМИ и оценивался как исторический. Польская делегация провела в Белоруссии два дня. Станислава Карчевского принял президент Александр Лукашенко. Состоялась его встреча с главой Совета Республики Михаилом Мясниковичем. По ее итогам был подписан договор о сотрудничестве между сенатом Польши и верхней палатой белорусского парламента. Документ предусматривает контакты между комиссиями, обмен визитами и создание «парламентских групп дружбы». Затем была встреча на уровне нижней палаты – палаты представителей. «Наши политические контакты, в том числе парламентские, находятся на подъеме», – заявил во время встречи глава палаты Владимир Андрейченко.
Польские депутаты посетили Куропаты – место захоронений жертв сталинских репрессий, Республиканский центр детской онкологии, Белорусский государственный университет. Они встретились также с поляками, проживающими в Белоруссии, и местной оппозицией.
Совершенно иными новыми акцентами была преисполнена речь президента Лукашенко на встрече со Станиславом Карчевским. «Очень надеюсь и почти уверен, что ваш визит в Беларусь будет началом самого активного диалога между нашими странами», «У нас очень близкая, а порой общая история», «Я вас хочу заверить, что мы всегда будем открыты», – уверял глава государства польского гостя. «Вы абсолютно можете рассчитывать на то, что закрытых тем и сфер в наших отношениях быть не может», – обещал он. Лукашенко признал, что экономические отношения с соседней страной в последнее время развивались гораздо лучше, чем политические, и призвал повысить уровень политических контактов.
В ответ Карчевский традиционно высказал удовлетворение белорусской политикой «спокойствия и равновесия как в международных отношениях, так и во внутригосударственных вопросах».
Напомним, что еще совсем недавно Польша была самой ярой защитницей демократии и противницей Лукашенко. Ранее «НГ» писала и о взаимной высылке дипломатов, и о конфликте белорусских властей с Союзом поляков, который Лукашенко воспринимал как «троянского коня» цветной революции, и о противодействии властей функциональности Карты поляка в Белоруссии. Именно поэтому местную демократическую общественность впечатляет новая риторика официального Минска, а радикальную оппозицию она еще и возмущает. «Вести диалог только с официальным Минском, без диалога с гражданским обществом и сторонниками европейского выбора опасно», – предупреждала вчера во время встречи белорусская оппозиция Станислава Карчевского.
В связи с этим вчера журналисты во время визита делегации в Куропаты поинтересовались у Станислава Карчевского, куда делась польская непримиримость к «недемократичности» Лукашенко. Сенатор признался, что для Польши вопрос «говорить или не говорить» с официальным Минском был непростым. «Мы пришли к выводу, что разговаривать все-таки нужно», – пояснил он и отметил, что немаловажным фактором стало то, что «процесс демократизации в Беларуси идет». «Процесс должен быть постепенным, без каких-то резких шагов, – уверен он. – Только терпение и настойчивость приведут нас к улучшению отношений и демократизации».
Показательно, что риторика Лукашенко в отношении Евразийского экономического союза (ЕАЭС) тоже изменилась. Вчера, встречаясь в Минске с губернатором Иркутской области Сергеем Левченко, белорусский президент нелестно высказался о ходе интеграции в рамках ЕАЭС. «Мы сами себя подвергаем критике, а теперь и за границей начали говорить, что это за Евразийский экономический союз, если падает товарооборот. Мы и сами понимаем, что это ненормально, но теперь нас критиковать начинают другие и ставят под сомнение наши интеграционные объединения», – сказал президент Белоруссии.
Комментируя такие метаморфозы внешней политики Минска, местные аналитики объясняют их геополитическими факторами и сложностями в отношениях с Россией. О ходе диалога Минска и Москвы по всей группе проблемных вопросов общественности ничего не сообщается. Однако если судить по тем коротким репликам представителей сторон, то складывается впечатление, что Москва поставила вопрос ребром: «или с нами, или против нас», и никакого нейтралитета и независимости, о которой порой любит рассуждать белорусский президент. Лукашенко такая постановка вопроса не устраивает, и он делает резкий крен на Запад.
Минск