Александр Лукашенко советует покупать отечественную технику, но белорусам по душе зарубежная. Фото с сайта www.tut.by
Белоруссия приравняла рынок РФ к зарубежному. Сертификацию ряда товаров, которая вводится Минском с 1 февраля, должны будут проходить и российские компании. Постановление правительства подписано в октябре, но обсуждать его общественность начала только сейчас, когда тревогу забили поставщики и производители.
Утвержден перечень товаров, которые должны пройти процедуру подтверждения качества при поставке на белорусский рынок. В списке бытовая техника (холодильники, телевизоры, микроволновые печи и др.), офисная, некоторые виды радиоэлектронного оборудования. Также в списке водка и вино, средства пожарной безопасности, охотничье и спортивное оружие.
Попытки ограничить ввоз импортных товаров в Белоруссии – дело привычное. Импортозамещение в стране возведено в ранг философии. Регулярно принимаются программы на этот счет, реализуются проекты, правительство отчитывается президенту о проделанной работе, однако белорусские товары все равно чаще всего не выдерживают конкуренции с импортом. Белорусы предпочитают Bosch и Samsung отечественному «Атланту». Придумываются новые заградительные барьеры, поставщики обходят их, и импортные товары все равно появляются в белорусских магазинах, но уже по более высокой цене, поскольку в нее включена стоимость «обхода» возведенных государством барьеров. Местное население стремится купить товары дешевле в соседней Польше, но государство и там создает барьеры, ограничивая количество ввозимых килограммов.
Уникальность нынешней ситуации в том, что новые правила распространяются на весь без исключения товар, ввозимый в Белоруссию, в то время как раньше такие требования не касались стран единого таможенного пространства в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в первую очередь, конечно, России. Дело в том, что большинство бытовой техники поступает именно с территории соседней страны. Например, за девять месяцев этого года из России было ввезено электрической техники почти на 400 млн долл.
Собственно говоря, российские поставщики первыми и забили тревогу. Российская ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) направила жалобу первому вице-премьеру России Игорю Шувалову. В ней обращается внимание не только на факт нарушения Белоруссией интеграционных договоров, но и сложность и высокую стоимость процедур сертификации, если они все-таки будут пытаться их пройти. Евразийская экономическая комиссия уже прореагировала на нововведение и согласилась с тем, что требование Белоруссии нарушает интеграционные договоренности. «Договор о Евразийском экономическом союзе подразумевает, что государства обеспечивают обращение продукции без предъявления дополнительных требований и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия», – говорится в ответе.
Жалобу на имя главы белорусского правительства Андрея Кобякова написала Ассоциация компаний информационных технологий (АКИТ). Помимо всех вышеперечисленных проблем в ней обращается внимание на угрозу активизации серого рынка тех товаров, на пути которых белорусское правительство пытается возвести барьер. АКИТ просит Кобякова отменить постановление № 849.
Правительство Белоруссии пока официально не ответило. Ситуацию на своем сайте прокомментировал Госстандарт. По мнению этого ведомства, Белоруссия ничего не нарушает, вводя свои национальные стандарты «энергоэффективности энергопотребляющих устройств», а именно этот параметр призвана контролировать новая процедура. В ведомстве напоминают, что аналогичный документ в ЕАЭС еще не принят.
Местные наблюдатели в чистоту мотивов белорусского правительства не верят. Помимо желания ограничить поступление на внутренний рынок тех товаров, которые производятся в России, белорусские эксперты в решении правительства Белоруссии видят и политический подтекст. Они полагают, что это симметричный ответ на последние действия России. Речь идет не только о газово-нефтяных конфликтах, но и о ставших уже регулярными запретах Россельхознадзора на ввоз белорусских продуктов. Местные аналитики утверждают, что зачастую эти запреты ничем не аргументируются и отменяются сразу же после того, как белорусская сторона обратит на них внимание. Налицо желание просто «мелко пакостить», рассуждают они. Не согласны в Минске и с неожиданно возникшим запретом для граждан третьих стран въезжать в Россию через Белоруссию. Он также нарушает принципы единого таможенного пространства и фактически лишает Белоруссию статуса транзитной страны.
Местные политологи полагают, что действия Москвы связаны с желанием подтолкнуть Минск к более тесной интеграции и полному следованию внешней политике России. Пока, однако, президент Александр Лукашенко сохраняет относительную самостоятельность во внешней политике, подчеркивает нейтралитет своей страны в конфликтных для России ситуациях и активно ведет диалог с Европой.
Минск