Международные наблюдатели признают, что в Донбассе они все чаще сталкиваются с проблемами допуска. Фото со страницы специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине в Facebookl
Год назад в это время должно было завершиться выполнение «Минска-2». Речь идет о подписанном в феврале 2015 года Комплексе мер по выполнению Минских соглашений (первый документ был утвержден еще в сентябре 2014-го). Киев называет соглашения безальтернативным путем к урегулированию. Оппозиция считает их планом капитуляции Украины. Мнение рядовых граждан разделилось, но большинство – против предоставления Донбассу особого статуса.
Общественное мнение на сей счет изучил в середине ноября украинский Центр Разумкова. Исследование проводилось во всех регионах страны, включая районы Донецкой и Луганской областей, которые контролируются Киевом. В целом только 9,2% граждан позитивно оценили результаты Минских договоренностей. Примерно поровну (30,2% и 32,6%) негативно и нейтрально оценили Минские соглашения. Украинцы сходятся во мнении, что процесс урегулирования зашел в тупик. Причиной считается вопрос о статусе районов Донбасса, которые не контролируются Киевом.
Как известно, украинская сторона видит смысл и цель Минских соглашений в том, чтобы вернуть под свою юрисдикцию всю территорию Донбасса и восстановить контроль над границей с РФ. Региону предлагается такой же статус, как прочим областям Украины, но с расширенными полномочиями местных органов власти. При этом местные выборы должны пройти по украинскому законодательству, с участием зарегистрированных в Украине партий. А результаты непризнанных Украиной выборов глав и парламентов ДНР и ЛНР (состоявшихся в ноябре 2014-го) Киев требует отменить до начала кампании по выборам местных органов власти в Донбассе. В ДНР и ЛНР не собираются отказываться от завоеванных позиций. Местные выборы в республиках рассматривают как завершающий этап формирования независимого статуса. От Киева требуют признания автономии республик. Руководство ДНР и ЛНР не исключает реинтеграции в состав Украины, но только после смены власти в Киеве, после внесения поправок в украинскую Конституцию об особом статусе региона. Путем к таким переменам в Донецке и Луганске считают Минские соглашения. Главы ДНР и ЛНР Александр Захарченко и Игорь Плотницкий неоднократно отмечали, что, выполнив свою часть обязательств по соглашениям, Украина совершенно изменится – и по системе государственного устройства, и по составу власти. В таком случае республики готовы будут обсудить условия реинтеграции.
Петр Порошенко в ходе встречи в октябре с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом пояснил: «Украина продолжает быть абсолютно преданной Минским соглашениям и готова выполнять свою часть обязательств, но не за счет украинских интересов». Он пояснил, что выполнение политических пунктов до момента обеспечения безопасности в регионе приведет к созданию в Донбассе зоны российского влияния.
Депутаты Верховной рады отмечают, что попытка принять решения, предоставляющие Донбассу особый статус, не будет поддержана украинским парламентом. И может вызвать протест со стороны общества. Опрос Центра Разумкова подтверждает эти опасения. Большинство украинцев (42,3%) выступают за то, чтобы статус Донбасса определялся на всеукраинском референдуме. 33,2% – против такого референдума. Четверть населения не определилась, нужно ли его проводить.
Если бы референдум о статусе Донбасса состоялся, то из тех, кто выразил готовность принять в нем участие, 53,6% проголосовали бы за «официальное признание оккупации этих территорий и их изоляцию до восстановления контроля над этими территориями со стороны Украины». При этом 29,6% тех, кто принял бы участие в референдуме, готовы поддержать «предоставление неподконтрольным районам Донбасса особого статуса, амнистию для участников сепаратистских движений, которые не совершили тяжких преступлений, проведение выборов до установления официального контроля над этими территориями со стороны Украины». Не определились с ответом 16,8%.
Власть выступает против проведения референдума. Оппозиция все чаще выступает с критикой действий команды Порошенко. В кулуарах Верховной рады давно говорят о том, что появился класс тех, кто построил бизнес на войне. «Оппозиционный блок» призывает власть выполнить Минские соглашения. Юлия Тимошенко считает нужным отказаться от документа и инициировать новый формат переговоров.
В интервью украинскому телевидению лидер партии «Батькивщина» заявила, что Минские соглашения в их нынешней редакции Украине невыгодны. Она заподозрила, что президент Петр Порошенко заявляет о безальтернативности, поскольку существуют некие теневые договоренности: «У меня есть четкое убеждение, что в закрытых договоренностях люди, которые ведут переговоры от имени президента, по сути, уже согласились на решения, которые не могут быть приняты украинским обществом. Речь идет о проведении выборов в Донбассе (в нынешней ситуации, без предварительной ликвидации ДНР и ЛНР. – «НГ»), об утверждении изменений в Конституции относительно особого статуса Донбасса и о масштабной амнистии, которая даст возможность тем, кто проливал кровь украинцев, избежать наказания».
Тимошенко отметила, что альтернативы Минским соглашениям и «нормандскому формату» нет до тех пор, пока есть силы, заинтересованные в том, чтобы ситуация оставалась в тупике. В противном случае украинская власть должна действовать иначе: «Президент должен был давно назвать вещи своими именами: не АТО, а война, не внутренне перемещенные лица, а беженцы, пострадавшие от оккупации. И ввести военное положение… Все это дало бы совсем другие сигналы миру». Тимошенко считает, что в таком случае можно было бы привлечь к переговорам по урегулированию стран-гарантов, подписавших Будапештский меморандум. «Если украинская власть собирается эту войну завершить, нужно немедленно вернуться к Будапештскому меморандуму. И после того как закончится формирование новой власти в США, первой темой встречи с Дональдом Трампом должна стать инициатива Украины о переговорах в «будапештском формате» (с участием США и Великобритании. – «НГ»)», – заявила Тимошенко.
Эксперты не исключают, что повод для разговора о формате переговоров даст сама ситуация в Донбассе. Информация о боевых действиях противоречива. После украинских сообщений о росте числа обстрелов до более 50 в сутки наступило относительное затишье. Официальные спикеры центра антитеррористической операции в последние дни сообщают в среднем о 20 обстрелах в сутки. Но снова появились новости о раненых и погибших. В ДНР тоже сообщают о жертвах, в том числе среди мирных жителей. Но число обстрелов Донецк подсчитывает иначе: информагентства ДНР сообщают о более 1 тыс. фактов в сутки. В ЛНР, напротив, говорят всего о единичных обстрелах.
Гораздо большей проблемой для Луганска стало отключение Украиной подачи воды на неподконтрольную Киеву территорию. В Киеве ранее требовали, чтобы неподконтрольные районы рассчитались за предыдущие поставки. Но сейчас, как утверждают информированные источники «НГ», подачу воды ограничили из-за долга ЛНР за электроэнергию: были отключены от электричества насосные станции. Все эти проблемы должны были обсуждаться и решаться на заседаниях контактной группы по урегулированию в Минске. Однако экономическая подгруппа более месяца не может собраться на заседание.
Тем временем именно экономическая ситуация может стать причиной гуманитарной катастрофы в ДНР и ЛНР. Об этом свидетельствуют результаты соцопроса, проведенного месяц назад в неподконтрольных Киеву районах Донецкой области Киевским международным институтом социологии по заказу фонда бизнесмена Рината Ахметова. 26% жителей Донбасса заявили, что нуждаются в продуктах (хотя гуманитарная помощь в регион поступает, но не хватает мяса, молока, фруктов), 29% требуют медикаменты, в том числе жизненно необходимые препараты. Жители жалуются на сложности при пересечении линии разграничения.
За последние полгода ситуация в Донбассе резко ухудшилась. Каждый четвертый житель (26%) считает положение в регионе таким бедственным, что «терпеть уже невозможно». В мае с.г. число тех, кто назвал условия невыносимыми, составляло 17%. Опрос показал, что по сравнению с маем на 10% уменьшилось число тех, кто ожидает улучшения ситуации в 2017 году (сейчас таких 24%), и на столько же (до 22%) увеличилось число тех, кто считает, что через год их семья будет жить хуже. 45% жителей не могут предположить, когда завершится конфликт. Каждый шестой (16%) допускает, что все затянется более чем на пять лет.
На днях первый заместитель главы специальной мониторинговой миссии ОБСЕ Александр Хуг в интервью «Голосу Америки» отметил, что международные наблюдатели все чаще сталкиваются с проблемами при допуске на те или иные территории и объекты, что в Донбассе остается много тяжелых вооружений, запрещенных Минскими соглашениями. По его словам, в последние недели в регионе нарастает напряженность: «В непосредственной близости от позиций используется не только стрелковое оружие, но и тяжелые вооружения…» Хуг считает, что военный конфликт на востоке Украины находится на грани новой серьезной эскалации. Украинские политологи не исключают, что обострение станет подготовительным этапом к рассмотрению «Минска-3». Об этом документе говорят с тех пор, как провалилось выполнение «Минска-2».
Киев