Ирина Геращенко считает, что мониторинговая миссия ОБСЕ не может контролировать ситуацию в Донбассе. Фото Reuters
Декабрьская встреча лидеров «нормандской четверки», о которой говорили с середины октября, скорее всего не состоится. Итоги прошедших в Минске переговоров глав МИД России, Германии, Франции, Украины показали, что руководителям государств говорить не о чем. Ни одна из сторон конфликта не готова к уступкам. Чтобы сдвинуть процесс с мертвой точки, ДНР и ЛНР хотят делегировать своих представителей в «нормандский формат». А в Киеве надеются на то, что к переговорам подключатся США и Великобритания. В первом случае из группы выйдет Украина, во втором – Россия.
Лидеры стран «нормандской четверки» еще на берлинской встрече в октябре договорились, что к концу ноября экспертные группы разработают, а главы МИДов согласуют «дорожную карту» выполнения Минских соглашений.
Ради утверждения этого документа Владимир Путин, Ангела Меркель, Франсуа Олланд и Петр Порошенко могли бы встретиться в декабре.
Однако согласовать проект «дорожной карты» не удалось. Глава МИД Украины Павел Климкин после состоявшихся во вторник переговоров сказал журналистам: «Дискуссия относительно логики «дорожной карты» была довольно короткой, поскольку российская сторона не соглашается на ключевые приоритеты (украинской стороны. – «НГ»)».
Разработанный Киевом проект предполагает на первом этапе выполнение всех пунктов Минских соглашений, связанных с прекращением боевых действий и установлением стабильного режима безопасности в Донбассе. К числу этих пунктов украинская сторона относит и последний абзац Минских соглашений – об установлении контроля над границей с РФ. По идее украинской власти, на первом этапе контроль должен перейти к вооруженной полицейской миссии ОБСЕ. Украинские пограничники встали бы вдоль рубежа с РФ по итогам выполнения второго этапа «дорожной карты». Под этим Киев подразумевает выполнение политических пунктов Минских соглашений, в частности проведение местных выборов в Донбассе.
Политический эксперт, бывший депутат Верховной рады Инна Богословская свела споры к предельно простой и понятной формуле. По ее словам, Украина хочет вначале отобрать у ДНР и ЛНР контроль над границей (чтобы исключить свободное перемещение войск, техники, разного рода помощи), а затем проводить местные выборы в Донбассе по украинскому законодательству, под контролем Киева и ОБСЕ. Российская сторона, по словам Богословской, напротив, предлагает отложить передачу контроля над границей до момента завершения местных выборов в Донбассе. В таком случае Киев не сможет получить контроль над регионом.
Министр Климкин, общаясь с журналистами, подтвердил, что с украинской точки зрения именно так и обстоят дела: «Когда мы говорим о «дорожной карте», конечно, без того, чтобы надежно перекрыть границу силами ОБСЕ, о каком-то продвижении вперед не может быть и речи». Отвечая на другой вопрос, он отметил: «То, чего хочет российская сторона (в вопросе контроля над границей. – «НГ»), – это фактически легитимизировать этот протекторат или колонию в Донбассе».
Климкин традиционного говорил о российской стороне, словно о втором участнике конфликта. Он привез в Минск снимки, якобы подтверждающие запуск с территории РФ беспилотных аппаратов, которые изучали и фиксировали позиции Вооруженных сил Украины (ВСУ) в Донбассе. Техника и боеприпасы, применяющиеся против украинских военных, по мнению представителей делегации Киева, тоже попали в Донбасс с территории РФ – через неконтролируемый участок границы протяженностью свыше 400 км.
Первый зампредседателя Верховной рады, член украинской делегации в контактной группе по урегулированию Ирина Геращенко, которая вместе с Павлом Климкиным принимала участие в переговорах «нормандской четверки», подчеркнула: «За ноябрь зафиксировано более 1060 фактов нарушений режима тишины, выпущено боеприпасов (по позициям ВСУ. – «НГ») общим весом более 132 т (чтобы их завезти, понадобилось как минимум 27 «КамАЗов» или «Уралов»), выпущено более 6 тыс. мин». Она заявила, что наблюдатели ныне действующей в регионе мониторинговой миссии ОБСЕ не только не могут взять ситуацию под контроль, но и сами все чаще становятся объектами агрессии со стороны защитников ДНР и ЛНР.
По этой причине Киев настаивает на изменении формата миссии ОБСЕ – с гражданской мониторинговой на вооруженную полицейскую. В ДНР и ЛНР выступают категорически против такой замены. Представители РФ ранее предложили вооружить нынешних наблюдателей ОБСЕ пистолетами для самозащиты.
По итогам встречи в Минске глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что украинская идея реализована не будет: «Такой необходимости не существует, никаких военизированных миссий – ни ОБСЕ, ни другой структуры, о чем периодически говорят в Киеве, не будет, никто даже о них не помышляет».
Украинская делегация в очередной раз возмутилась тем, что Россия не признает себя участницей конфликта в Донбассе, но при этом пытается сохранить ситуацию, исключающую какой-либо контроль Запада. Ирина Геращенко на пресс-конференции возмутилась: «Министр Лавров на все неудобные вопросы отвечает, что это не его компетенция (и гуманитарная сфера, и вопросы безопасности), и настаивает только на обсуждении политического блока. Вот это и есть вся правда о позиции РФ, которая не заинтересована ни в прекращении огня, ни в освобождении заложников…»
Члены украинской делегации вернулись из Минска в убежденности, что Россия не отказалась от цели вернуть Украину в зону своего влияния. А Минские соглашения рассматривает как инструмент, позволяющий поменять государственное устройство Украины (ослабить влияние центральной власти и сменить власть), интегрировать в Украину Донбасс в особом статусе (позволяющем влиять на позицию Киева по внешнеполитическим вопросам). Разговор не заладился потому, что украинская сторона не захотела обсуждать политические вопросы до решения проблем, связанных с безопасностью.
Поскольку главы МИДов собрались, а согласовывать им было нечего (стороны не сошлись даже в общих представлениях о проекте «дорожной карты»), то основная часть разговора была посвящена гуманитарным вопросам. Члены украинской делегации сообщили, что центральной стала тема освобождения пленных и заложников. По словам Геращенко, Киев потребовал провести обмен «всех на всех» до новогодних праздников. Напомним, ранее представители ДНР и ЛНР тоже выступили с предложением об обмене, но напомнили, что этому пункту Минских соглашений предшествует пункт об объявлении Украиной амнистии защитникам ДНР и ЛНР.
Павел Климкин, рассказывая о переговорах об освобождении заложников, сказал, что Киев готов к любым компромиссам. Но уточняющий вопрос журналиста, может ли компромисс быть связан, например, с выборами в Донбассе, вызвал раздражение министра. Климкин подчеркнул, что подразумеваются компромиссы, только и исключительно связанные с самим обменом пленных, а не с другими пунктами Минских соглашений.
На встрече глав МИДов обсуждались и другие темы гуманитарного блока – восстановление инфраструктуры, поставки воды, экономические связи между Украиной и непризнанными республиками. Но, как утверждают информированные источники, каждый вопрос заканчивался спорами. Так, украинские чиновники напомнили, что неконтролируемые районы Донбасса не платят за поставки воды, а обстрелы со стороны ДНР и ЛНР не позволяют ремонтникам приступить к восстановлению снова разрушенной жизненно важной инфраструктуры. Российская делегация потребовала возобновить работу экономической подгруппы контактной группы по урегулированию в Минске. Несколько последних заседаний были сорваны из-за неявки украинских участников. В конечном счете, не решив ни одного вопроса до конца, стороны постановили собрать экономическую подгруппу в Минске.
Но работа этой подгруппы не повлияет на ситуацию, поскольку Украина отказывается восстановить связи с районами Донбасса, которые считает оккупированными. Примечательно, что ДНР и ЛНР стали называть оккупированными те районы Донбасса, которые контролируются Киевом.
Комментируя итоги встречи глав МИД «нормандской четверки» в Минске, глава ДНР Александр Захарченко, по сообщению агентства ДАН, обвинил украинскую власть в нежелании урегулировать конфликт. «Киев сам по себе не собирается выполнять Минские соглашения. Он настроен на войну с нами. И сдерживают его только внешние факторы, прежде всего – позиция Европы и особенно США. Там сейчас легкая паника и общая неразбериха. Указания Киеву временно не поступают, и поэтому Киев просто морозит процесс».
Захарченко впервые выступил с критикой «нормандского формата» переговоров. Он пояснил: «Без участия в этих форматах Донбасса сами форматы какие-то перекошенные. Действительно, как можно договариваться о проблемах между двумя сторонами, если одна сторона в разговоре не участвует?» По мнению главы ДНР, в нынешнем формате «три страны (Германия, Франция, Россия. – «НГ») пока безуспешно уговаривают четвертую (Украина. – «НГ») согласиться на мир… Без участия Донбасса судьбу Донбасса и Украины решить не получится».
В Киеве, как и прежде, даже не рассматривают возможность переговоров с ДНР и ЛНР, тем самым легитимизировав республики. Сам формат переговоров тоже вызывает критику, но по другой причине. Как ранее пояснил эксперт Центра Разумкова Алексей Мельник, «до тех пор, пока все будут делать вид, что Россия действительно является не участником конфликта в Донбассе, а посредником в его урегулировании, решить проблему не удастся».
Руководитель Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак сказал «НГ», что все участники «нормандской четверки» на данном этапе не заинтересованы в радикальных переменах, поэтому тянут время. «Пока не будет полностью сформирована администрация нового президента США, пока не станет окончательно ясно, какую позицию занимает Дональд Трамп, ничего нового не произойдет. В Донбассе продолжатся прежние позиционные бои, возможно нарастание интенсивности боевых действий (так как противник использует силу как аргумент в политических переговорах). Многое будет зависеть от того, насколько скоро и в каком ключе будет установлен диалог между президентами РФ и США», – сказал он.
Эксперт считает, что Украина на данном этапе выполнила задачу: сформулировала и обнародовала на международном уровне требования, те «красные линии», за которые власть зайти не может. Теперь, по мнению Бадрака, актуальной становится сверхсложная задача – донести до президента США идею о необходимости включения в «нормандский формат» стран – гарантов безопасности Украины по Будапештскому меморандуму – США и Великобритании. «Трамп может принять такое решение, если сочтет нужным выступить в качестве нового сильного лидера всей западной коалиции», – считает Бадрак. По его мнению, ситуация определится не ранее середины февраля. А до тех пор ни прорывов, ни каких-либо заметных подвижек относительно урегулирования в Донбассе не предвидится.
Киев