Кто сжигал беркутовцев? На этот вопрос тоже нет ответа. Фото Reuters
Украинской Генпрокуратуре удалось в последний момент исправить ситуацию, сложившуюся вследствие допроса Виктора Януковича в качестве свидетеля. В Украине даже на улицах люди возмущались: называли беглого президента предателем, а новую украинскую власть – «негодяями, которые не выполнили обещание о честном и справедливом расследовании» событий 2013–2014 годов. Вчера в перерыве судебного заседания генпрокурор Юрий Луценко публично объявил о том, что Янукович подозревается в госизмене.
Из сообщения Луценко следовало, что в статусе подозреваемого Янукович проходит не по тому делу, по которому был организован допрос в режиме видеоконференции. В состоявшемся вчера суде обвиняемыми были пятеро бывших бойцов спецназа «Беркут». Новость о том, что свидетелем стороны защиты станет сам Янукович, вызвала много подозрений в Киеве. Депутат Верховной рады, советник главы МВД Антон Геращенко отметил: «Очевидно, что Янукович лично не знаком ни с одним из этих беркутовцев. И никто из них не мог получить команду на стрельбу или на выдачу оружия от Януковича лично».
Размышляя о том, почему Святошинский районный суд Киева принял ходатайство адвокатов и почему этому суду удалось организовать допрос Януковича (который ранее скрывался от украинского правосудия), Геращенко предположил, что это было сделано «по просьбам из Москвы». Он пояснил, что бывшая команда Януковича до сих пор «имеет огромное влияние как на украинские СМИ, так и на украинскую судебную систему».
Бывший замгенпрокурора Украины Виталий Касько в эфире телеканала ZIK подтвердил, что допрашивать Януковича по «делу беркутовцев» было необязательно. «Стороне обвинения надо было делать все, чтобы не допустить удовлетворения ходатайства о допросе Януковича в качестве свидетеля по «делу экс-беркутовцев». Надо было убеждать суд не делать этого, обосновывать, что для такой процедуры нет никаких оснований. Теперь все, что остается стороне обвинения, – делать все для того, чтобы свести к минимуму негативные последствия», – считает он.
Говоря о негативных последствиях, украинские политологи называют в первую очередь то, что беглый президент, впервые принявший участие в украинском судебном заседании, выступал именно как свидетель. Это стало пощечиной всем, кто стоял на майдане или поддерживал акции протеста в Киеве, а также родственникам и друзьям погибших. Политолог Николай Давыдюк в эфире радио «Голос столицы» сказал, что самая серьезная ошибка, связанная с видеодопросом Януковича, заключается в предоставлении ему статуса свидетеля. «Янукович будет не обвиняемым. По данному делу он будет выступать свидетелем. И это – негативный сигнал для общества, потому что мы видим, что большого и справедливого суда над Януковичем нет, и этот человек сейчас выступает больше как медиаперсонаж», – сказал эксперт.
Второй президент Украины Леонид Кучма, посмотрев вчера видеодопрос, сказал журналистам: «Если у суда было желание провести этот допрос, нужно было выслать рабочую группу (в Ростов. – «НГ») и сделать это там. Не знаю, кто был кукловодом этого представления. Такое впечатление, что судьей в этом случае выступает Янукович, а не украинская сторона».
Аналитик Андрей Золотарев считает проблему еще более сложной. По его словам, Янукович наконец получил трибуну, чтобы донести до украинского общества свою версию событий на майдане. «Я думаю, что все-таки это шоу (допрос. – «НГ») является определенным элементом пропагандистской кампании, нацеленной как раз на то, чтобы поставить под вопрос ту версию (событий на майдане. – «НГ»), которая доминировала в Украине последние два с лишним года», – сказал он «Голосу столицы».
Кучма, кстати, тоже поделился своими воспоминаниями: «Я, Ющенко (третий президент Украины. – «НГ») и Кравчук (первый президент Украины. – «НГ») были на переговорах и видели, как это происходило. У Януковича была 100-процентная возможность решить эту проблему тогда. Оппозиция сказала: отправь правительство в отставку – и майдан разойдется. Он ответил: «Я своих не сдаю». На этом переговоры закончились. Если бы Янукович согласился на отставку правительства Азарова, развитие событий пошло бы по другому сценарию: и Крым был бы наш, и в Донбассе такого не было бы».
Политолог Виталий Бала не согласен с тем, что политики, в том числе лидеры оппозиции, имели определяющее влияние на майдан. Он сказал «НГ», что в конце 2013 года в Украине возникло мощное общественное движение. Те, кто возглавлял оппозиционные партии, не имели никакого отношения к организации этого движения, не являлись его лидерами, а выступали только посредниками между командой президента и восставшим обществом. До середины января 2014 года (даты первых убийств на улице Грушевского рядом с майданом Независимости) ситуацию еще можно было урегулировать переговорами, после – нельзя.
Пока не завершено следствие по делу о событиях на майдане, пока не состоялся честный и открытый суд, украинцам могут предлагаться самые разные версии. Во что поверят рядовые граждане, сложно сказать. По реакции на выступление Януковича в качестве свидетеля можно сделать вывод, что люди (в том числе в Донбассе) крайне негативно воспринимают бывшего президента. Но достается и новой власти, в отношении которой возникает теперь много подозрений.
Депутат Сергей Каплин считает, что сейчас стало очевидно: все проволочки с расследованием – не случайность. «У Януковича в руках есть материалы времен майдана: аудио и видео с переговоров (с лидерами оппозиции – Арсением Яценюком, Виталием Кличко, Олегом Тягнибоком, а также, вероятно, другими политиками. – «НГ»). Попадая в суд, эти данные становятся документом. Дональд Трамп и Ангела Меркель относятся к суду уважительно и воспримут эти материалы с утроенным доверием», – сказал Каплин газете «Вести». Он отметил, что могут быть обнародованы разные материалы: кто и с какими вопросами посещал администрацию президента во времена майдана, о чем с Януковичем говорили по телефону, кто из украинских политиков приезжал к нему домой в «Межигорье». «Нужно будет – и Янукович назовет марку сигар, которые выкуривал Яценюк. Найдут и свидетелей. И покажут «шахматки»: кому из революционных лидеров доставались какие бонусы… Это де-факто альтернативная история. А еще – вопросы финансирования майдана, появления снайперов...» – сказал депутат. Он считает, что для некоторых украинских политиков показания Януковича могут быть опасными. И предположил, что с этим связан наметившийся конфликт между Генпрокуратурой и МВД относительно последствий допроса беглого президента.
Генпрокурор Юрий Луценко вчера в перерыве судебного заседания публично уведомил Виктора Януковича о том, что тот подозревается в госизмене. Причиной стало датированное 1 марта 2014 года обращение беглого президента (который уже находился на территории РФ) с письменным заявлением к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой ввести российские войска на территорию Украины. «В связи с тем, что Янукович находится за пределами Украины, не является на вызовы и фактически скрывается от правоохранительных органов Украины, содержание подозрения объявляется устно, а само подозрение сегодня было отправлено на все известные адреса проживания и последнего пребывания Януковича Виктора Федоровича», – заявил Луценко.
В июне генпрокурор Украины перечислил несколько статей Уголовного кодекса, по которым проводится расследование в отношении действий Януковича. Тогда Луценко сказал, что до конца года дело может быть передано в суд. Но осенью появилась информация о том, что Киев намерен доказать связь между расстрелами на майдане, потерей Крыма и войной в Донбассе. В таком ключе украинская сторона намерена передать расследование в руки Уголовного суда в Гааге. Только на днях Юрий Луценко побывал в этом суде, где, видимо, проконсультировался о дальнейших действиях. Вчера некоторые юристы отмечали, что допрос Януковича в этом контексте важен, поскольку он сам своими высказываниями связывает события майдана с дальнейшими событиями в Крыму и Донбассе. Это может быть использовано в международном суде.
В Украине в последние дни только и говорят что о допросе беглого президента, а также о решениях украинской власти и действиях радикалов, сумевших сорвать допрос в прошлую пятницу. Но руководитель Института украинской политики Константин Бондаренко считает, что допрос Януковича никак не повлияет на ситуацию в стране. «Это тот случай, когда слишком много шума, да мало толку. Не первое событие, о котором говорят несколько дней, а потом забывают», – сказал он «НГ».
Киев