0
14158
Газета СНГ Интернет-версия

22.11.2016 00:01:00

Ташкент и Душанбе начнут отношения с чистого листа

Тэги: узбекистан, таджикистан, дипотношения, авиарейсы, жд, граница, демаркация


узбекистан, таджикистан, дипотношения, авиарейсы, жд, граница, демаркация Весной узбекские самолеты начнут приземляться в душанбинском аэропорту. Фото с сайта www.uzairways.com

В Душанбе на этой неделе состоится заседание межправительственной комиссии Таджикистана и Узбекистана по вопросу восстановления железнодорожного сообщения между двумя странами. Ранее стороны договорились о возобновлении с марта будущего года авиарейсов Ташкент–Душанбе. Также ведутся переговоры по вопросам делимитации и демаркации межгосударственной границы.

Узбекистан и Таджикистан готовы в ближайшее время возобновить железнодорожное сообщение, сообщило радио «Озоди» (таджикская служба Радио «Свобода»). Речь идет о восстановлении участка Галаба–Амузанг, на котором, по сообщению Ташкента, в 2011 году произошел теракт. Этот участок связывал Узбекистан с южными регионами Таджикистана. Узбекская сторона вначале обещала реконструировать ветку, но спустя некоторое время вовсе разобрала рельсы, объяснив свои действия «технической нецелесообразностью содержания дороги». Таджикские железнодорожники были уверены в провокации со стороны узбекских коллег, поскольку именно по этой дороге направлялись грузы для строительства Рогунской ГЭС, против возведения которой выступал официальный Ташкент. В Таджикистане строительство Рогуна возведено в ранг национальной идеи, однако Узбекистан считает проект угрожающим своей национальной безопасности, а также экологической безопасности всего региона.

С учетом того, что еще раньше Ташкент, когда в Таджикистане шла гражданская война, отменил авиарейсы в эту страну, ввел визы для граждан Таджикистана, а в начале нулевых заминировал государственную границу из-за угрозы прорыва боевиков Исламского движения Узбекистана (ИДУ) в Ферганскую долину, что имело место в 1999–2000 годах, то об отношениях между Ташкентом и Душанбе можно было говорить как о критических. Они фактически оставались замороженными десятилетия.

За последние 20 лет таджикско-узбекские связи постепенно сокращались. Показатель взаимной торговли с 500 млн долл. в начале 2000-х уменьшился до 12 млн долл. в 2015 году. Эксперты считают, что необходимость в обоюдных связях неизбежна, и чем раньше начнется это сотрудничество, тем полезнее для обеих стран. Надежда на потепление непростых взаимоотношений между соседними странами появилась еще после встречи президентов Эмомали Рахмона и Ислама Каримова, которая состоялась в Душанбе в сентябре 2014 года. Но импульс придал и.о. главы государства Шавкат Мирзиёев. В своей речи в парламенте в день своего назначения, а затем и в предвыборной программе акцент был сделан на сотрудничестве с соседями – странами Центральной Азии. «Сейчас у Узбекистана с появлением нового лидера, а им скорее всего станет нынешний премьер, и.о. президента Мирзиёев, появился шанс перезагрузить отношения с соседями и начать с чистого листа. По крайней мере придать новый импульс тем нерешенным проблемам по границе, по водно-энергетическим вопросам, которые стоят на повестке дня для всего региона и которые сдерживают развитие сотрудничества между государствами», – сказал «НГ» эксперт Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Поволжья Института востоковедения РАН Станислав Притчин.

Переговоры с Таджикистаном начались в октябре с визита министра иностранных дел Узбекистана Абдулазиза Камилова. После этого в Ташкенте побывало несколько делегаций на министерском уровне, а также правительственные рабочие группы, сообщает сайт узбекского МИДа. Встречи стали носить постоянный рабочий характер. Проблемы, которые обсуждают ведомственные делегации, различные – вопросы демаркации и делимитации межгосударственной границы, строительства гидросооружений, транспортного сообщения и отмены визового режима.

Планируется, что уже в начале будущего года возобновятся авиарейсы Ташкент–Душанбе. Генеральный директор Uzbekistan Airways Валерий Тян сказал, что рейс между Ташкентом и Душанбе будет включен в летнее расписание национальной авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари». «Возможно, этот рейс состоится даже раньше, для этого есть все возможности. Летнее расписание Uzbekistan Airways действует с марта по октябрь. Следовательно, долгожданный первый рейс между странами после возобновления авиасообщения может быть выполнен уже в течение ближайших пяти месяцев», – сказал Тян.

«На уровне общественной и официальной дипломатии ведется активная работа – то, чего прежде не было. Это позитивный сигнал. Есть определенная надежда, что удастся в ближайшее время разрешить хотя бы часть приграничных вопросов: делимитация границы, вопросы взаимного пребывания лиц, проживающих в приграничных районах, установление для них хотя бы льготного режима. Это системная работа и сложная. Позитивно то, что есть психологически важный момент готовности сторон обсуждать и идти на компромисс», – отметил Притчин. По мнению эксперта, главные решения, вероятнее всего, произойдут уже после президенстких выборов, которые состоятся 4 декабря.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Планы на 2025 год – «ключевая ставка плюс терпение»

Планы на 2025 год – «ключевая ставка плюс терпение»

Анастасия Башкатова

Набиуллина рассказала, как выглядит солидарное сотрудничество, к которому призывал президент

0
418
Продажи нового жилья упали в два раза

Продажи нового жилья упали в два раза

Михаил Сергеев

На этапе строительства находится рекордное количество многоквартирных домов

0
425
ОПЕК+ простимулирует РФ добывать больше, а зарабатывать меньше

ОПЕК+ простимулирует РФ добывать больше, а зарабатывать меньше

Ольга Соловьева

Экспорту энергоносителей из России могут помешать новые западные санкции

0
519
Тихановскую упрекнули в недостаточной помощи заключенным

Тихановскую упрекнули в недостаточной помощи заключенным

Дмитрий Тараторин

Родственники отбывающих наказание утверждают, что стратегия противников Лукашенко только осложняет положение узников

0
353

Другие новости