Реджеп Тайип Эрдоган прибыл в Узбекистан после 13-летней паузы. Фото Reuters
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган налаживает отношения на Востоке. Свой визит по странам региона он начал с Пакистана. Вчера он посетил Исламабад и Лахор, а сегодня прибыл в Узбекистан. Основной темой обсуждения на переговорах с исполняющим обязанности президента страны Шавкатом Мирзиёевым станет развитие политических и экономических отношений между Анкарой и Ташкентом. Глава Турции также посетит Самарканд, где почтит память первого президента Ислама Каримова. Эксперты считают, что Турция пытается закрепить позиции в мусульманском мире и создать группу лояльных себе стран.
Администрация турецкого президента накануне визита Реджепа Тайипа Эрдогана в Ташкент заявила, что «Узбекистан является одним из стратегически важных государств Центральной Азии, и Анкара придает особое значение развитию отношений с Ташкентом».
Дело в том, что последние годы отношения двух стран фактически не развивались. Турция одной из первых признала независимость Узбекистана. В страну быстро пришли турецкий бизнес, образование, а вместе с ними пропаганда пантюркизма и экстремистского учения. В 1999 году после серии взрывов в Ташкенте выяснилось, что ряд лиц, причастных к организации, находятся в Турции. Нежелание Анкары выдать подозреваемых обернулось резким охлаждением отношений, закрытием турецких лицеев и последующим оттоком турецкого капитала. А потом Узбекистан вовсе отказался от участия в работе Совета сотрудничества тюркоязычных государств.
«Визит президента Эрдогана в Ташкент имеет разный смысл для Узбекистана и для Турции. Со второй половины 1990-х и до последнего времени отношения двух стран не складывались. Виной тому в первую очередь были ошибки в политике Анкары. Она поддерживала оппозиционные Ташкенту движения – от «Бирлика» Салая Мадаминова до Исламского движения Узбекистана (ИДУ). И до сих пор многие оппозиционные активисты находятся в Турции. Если с учетом меняющейся политической атмосферы в Узбекистане поддержка Турцией либеральной и пантюркистской оппозиции типа «Бирлика» может стать простительной, то с представителями ИДУ Анкаре все-таки придется что-то решать», – сказал «НГ» эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев.
Другой ошибкой турецкой стороны на протяжении четверти века эксперт считает стремление доминировать в пространстве ею же декларируемого «тюркского единства». «Можно вспомнить, что Узбекистан – единственная страна с преобладанием тюркоязычного населения, не участвующая ни в одной из турецких интеграционных инициатив на этноязыковой основе. Готовность Анкары к резкому изменению собственной модели поведения в регионе и в Узбекистане вызывает большие сомнения. Тем более что в Ташкенте наверняка понимают, что Турция в своем стремлении к налаживанию отношений преследует отнюдь не достижение идеалов равенства и братства народов», – отметил Князев.
По словам эксперта, со стороны Узбекистана согласие на визит во многом можно рассматривать в рамках идущей президентской электоральной кампании. «Турция – страна достаточно популярная среди определенной части населения Узбекистана. Существуют связи в бизнесе, да и просто сам факт расширения внешних связей в доброжелательном ключе должен сработать на имидж будущего президента Узбекистана», – сказал Князев.
Директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев полагает, что Турция пытается компенсировать экономические потери и усилить политическое взаимодействие с тюркоязычными республиками Центральной Азии, используя для этого все те же пантюркистские идеи. Турецкие эксперты говорят о том, что Турция, возможно, совершила ошибку, когда в 90-х годах решила, что вот-вот войдет в ЕС. Тогда турецкая внешняя политика была сконцентрирована на реализации этого плана. Причем за это время Турция потеряла свое влияние в тех регионах, где ее позиции были сильными, в том числе в Центральной Азии. Сейчас Анкара попытается вернуть былые позиции, вступая в геополитическую конкуренцию с Ираном и Саудовской Аравией за влияние на мусульманский мир.
«С приходом Эрдогана на главный государственный пост Турция пытается эффективно взаимодействовать с теми частями мусульманского мира, которые она когда-то упустила, исходя из другой внешнеполитической ориентации, либо когда эти части мира находились в конфронтации с турецкими интересами. Например, когда речь идет о Пакистане, отношения между этими двумя странами трудно назвать партнерскими по многим причинам. Однако Эрдогану удалось договориться в Исламабаде по многим позициям. Сегодня Турция создает новый блок лояльных государств, на который могла бы рассчитывать в тех или иных геополитических играх», – сказал «НГ» Досым Сатпаев. Потепление отношений с Россией, по мнению эксперта, является одним из доказательств этой политики.
«Турция поняла, что, вступая в конфронтацию с Западом, стоит иметь альтернативного союзника. Россия оказалась Турции ближе по многим направлениям. Это же касается и Узбекистана с учетом смены власти в этой республике, Анкара рассчитывает на некую корректировку внешней политики в этом направлении. Визит Эрдогана в первую очередь рассчитан на перезагрузку турецко-узбекских отношений. Турция очень хорошо понимает, что Узбекистан и Казахстан – два ключевых игрока в Центральной Азии, и если с Казахстаном отношения у Турции очень хорошие и в экономической сфере, и сфере политической, то Узбекистан она пытается вернуть в сферу своих политических интересов», – сказал Сатпаев.
Узбекистан, в свою очередь, нуждается в инвестициях. Несмотря на сложное экономическое положение в самой Турции, активность турецкого бизнеса в странах Центральной Азии не снижалась. Турецкие компании работают в Казахстане, Киргизии, Туркменистане. «Если исходить из того, что внутриэкономическая ситуация в Турции ухудшается, турецкий бизнес будет искать возможности для выгодных инвестиций в других странах. А узбекский рынок очень привлекательный – в Узбекистане проживает более 30 млн человек», – сказал Сатпаев. К тому же и.о. главы государства Шавкат Мирзиёев в ходе предвыборной кампании представил свою программу экономического развития, в которой акцент делается на улучшение инвестиционной привлекательности Узбекистана и создание в стране благоприятных условий для бизнеса.