Представители ЛНР – Владислав Дейнего и ДНР – Денис Пушилин обвинили украинскую сторону в нежелании работать. Фото Reuters
Сообщение о задержании в Крыму очередной группы украинских диверсантов совпало с ужесточением позиции ДНР и ЛНР на переговорах в Минске. В Киеве полагают, что активизация ФСБ и непризнанных республик Донбасса связана с намерением Москвы повысить ставки перед началом нового этапа диалога с Соединенными Штатами.
В Киеве вчера опровергли информацию о том, что на территории Крыма работала группа украинских диверсантов. О задержании этой группы 9 ноября в Севастополе сообщил Центр общественных связей ФСБ России. В украинской столице терялись в догадках, что именно предвещает очередное сообщение о пойманных «украинских диверсантах».
Военный эксперт Олег Жданов предположил, что ситуация – это своеобразный сигнал новому американскому президенту. «Россия работает на опережение. Создают картинку для Дональда Трампа… что Украина – страна террора, страна диверсантов и что с нами нельзя разговаривать, нас надо заставлять (делать то что нужно. – «НГ»)», – сказал эксперт телеканалу «112 Украина».
Источник «НГ», близкий к власти, считает, что новый виток крымских событий и длящееся в последние недели обострение в Донбассе имеют целью вернуть США к началу разговора по поводу будущего Украины. «Крым для России – принципиальный вопрос. Донбасс – разменная монета. В 2014 году ситуация на востоке страны была искусственно спровоцирована, чтобы создать площадку для дальнейшего признания российского статуса Крыма. Сейчас напоминают американской власти, что предложение еще в силе: Россия может решить проблему Донбасса, если США помогут ей с признанием Крыма. Вернулись к началу», – сказал источник.
Политолог Владимир Горбач считает, что на ближайшее будущее угрозы для Украины возрастут. В комментарии «НГ» он пояснил: «Пока в США длится этап передачи власти, формируется новая администрация, пока нет четкого плана действий, наступает время неопределенности и нестабильности». По его мнению, это означает угрозу обострения в Донбассе, события, подобные очередному крымскому инциденту: «Но до середины декабря, когда будет решаться вопрос о санкциях в отношении России, вряд ли возможны более радикальные действия. В России не заинтересованы в эскалации. А что будет со второй половины декабря – никому не известно».
Горбач отметил, что, независимо от развития ситуации на востоке Украины, размен в виде признания российского статуса Крыма за прекращение войны в Донбассе невозможен. «Тут не имеет значения, что говорил Трамп до избрания на пост президента (кстати, он ведь и не говорил, что признает Крым частью России, а сказал, что, по его информации, крымчане на референдуме проголосовали за такое решение). Став президентом, Трамп будет гарантом основополагающих для США и демократического мира принципов», – считает эксперт. Он уточнил, что американцы не могут просто так отказаться от своей прежней позиции о территориальной целостности Украины. А украинская власть, в свою очередь, не может отказаться от одной части территории страны ради урегулирования в другой: «Как вы себе это представляете? Кто бы ни был президентом Украины, но если бы он признал российский статус Крыма, то на этом его политическая карьера тут же закончилась бы».
Некоторые украинские эксперты предполагают, что представление о ситуации может измениться в том случае, если события в Донбассе снова примут опасный оборот. В последние недели число обстрелов равнялось 30–50 фактам ежесуточно. Применялись тяжелые вооружения. Отвод войск удалось провести в двух из согласованных трех точек на линии разграничения. Минская группа демонстрирует неспособность повлиять на ситуацию.
Очередная встреча, состоявшаяся на этой неделе, завершилась взаимными претензиями сторон. Подгруппа по вопросам безопасности поручила представителю ОБСЕ Эртугрулу Аипакану проанализировать, как выполняются все ранее принятые в Минске решения, направленные на прекращение военных действий на востоке. Предполагается, что отчет будет озвучен на следующей встрече, 23 ноября.
При этом представители республик Донбасса отмечают, что радикальных подвижек в военной сфере ожидать не приходится, поскольку Киев отказывается признать, что залогом урегулирования являются политические решения.
Подгруппа по политическим вопросам собралась, но, как всегда, ничего не решила. Как утверждают представители украинской делегации, заметная перемена произошла в тональности переговоров: представители ДНР и ЛНР выступали более настойчиво и жестко.
После переговоров руководитель делегации из Донецка Денис Пушилин заявил, что украинская сторона намеренно затягивает работу, отказываясь обсуждать реализацию «формулы Штайнмайера». Подобное заявление сделал и представитель Луганска Владислав Дейнего: «Контактная группа поставила задачу на следующем заседании обсудить «формулу Штайнмайера». Однако украинская сторона всячески уклоняется от согласования данного вопроса в повестке дня…»
Украинские политики утверждают, что «формулы Штайнмайера» не существует. И что министр иностранных дел Германии, чьим именем называют некий план, во время встречи лидеров «нормандской четверки» в Берлине якобы отшутился, что ничего не слышал о такой формуле. За последние недели в СМИ попадали разные планы, якобы представляющие собой упомянутый план урегулирования. Но не было объяснения, как этот план соотносится с «дорожной картой», которую только предстоит разработать на уровне «нормандской четверки». И почему группа в Минске стала говорить об этом плане до момента утверждения самой «дорожной карты».
Тем не менее представитель РФ на Минских переговорах Борис Грызлов считает, что «формула Штайнмайера» может быть обсуждена контактной группой 23 ноября. Он пояснил, о чем идет речь: «Эта формула определяет механизм введения в действие закона об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на временной основе в день выборов (местных выборов в Донбассе. – «НГ») и на постоянной основе – после опубликования отчета ОБСЕ об итогах выборов… Все понимают, что для урегулирования ситуации закон является абсолютно ключевым элементом».
Российская сторона настаивает на том, что текст закона украинская власть должна согласовать с ДНР и ЛНР. Президент РФ в ходе заседания международного дискуссионного клуба «Валдай» 27 октября сказал: «Конечно, должны непосредственное участие в выработке решений принимать конфликтующие стороны». Отвечая на вопрос о том, почему Киев не привлекает к работе представителей Донбасса, он отметил: «Это нарушение самих договоренностей, достигнутых в Минске, потому что там предусмотрено, что напрямую диалог будет. Ведь Минские соглашения подписаны как раз представителями Донецкой и Луганской народных республик. И украинская сторона настаивала на том, чтобы там стояли подписи руководителей этих республик».
Глава МИД РФ Сергей Лавров продолжил эту линию, выступая на Потсдамских встречах в Фонде публичной дипломатии имени Горчакова. Он в очередной раз напомнил, что Россия не является участником конфликта в Донбассе: «Россия заинтересована в разрешении конфликта у своих границ больше, чем кто бы то ни было, несмотря на то что периодически вы слышите утверждения, что будто мы хотим искусственно этот конфликт затягивать, сохраняя его в таком замороженном состоянии навсегда. Это попытки свалить проблему с больной головы на здоровую». Лавров указал, от какой стороны зависит урегулирование: «Все мы согласны с тем, что на повестке дня остается скорейшее и полное выполнение Минских соглашений, в рамках которых Киев взял на себя совершенно конкретные обязательства предоставить Донбассу особый статус, закрепив его в Конституции Украины, принять закон об амнистии, провести местные выборы».
В Киеве не отрицают таких обязательств, но стремятся выполнить их таким образом, чтобы Донецкая и Луганская области в довоенных границах вернулись под полный контроль центральной власти.
На первом этапе урегулирования должны быть решены все вопросы, связанные с обеспечением безопасности (прекращение огня, отвод войск). На втором этапе украинская сторона готова выполнить политические пункты Минских соглашений. Но выдвигает предварительное условие об отмене итогов состоявшихся в 2014 году выборов глав и парламентов ДНР и ЛНР.
В ДНР и ЛНР уже надеются на то, что Дональд Трамп ужесточит политику в отношении Украины и использует «фактор Донбасса» для нормализации отношений с Россией. Мнение донецкого политолога Алены Алексеевой приводит агентство ДАН: «Вероятно, мы еще увидим извинительные реверансы американской стороны. Возможно, именно ЛДНР станут показательным приношением от Штатов России в знак возобновления дружбы и согласия».
В Украине исключают такую вероятность. И отмечают, что попытка провести выгодные ДНР и ЛНР решения в виде «формулы Штайнмайера» через контактную группу в Минске, не дожидаясь утверждения «дорожной карты», может означать неуверенность. Член украинской делегации в подгруппе по политическим вопросам Ольга Айвазовская отметила: «РФ пытается склонить нашу подгруппу к тому, чтобы именно мы утвердили «формулу Штайнмайера», а трехсторонняя контактная группа ее парафировала. Конечно, украинская сторона не может на это пойти, так как главы государств «нормандской четверки» дали поручение четырем министрам иностранных дел разработать «дорожную карту» до конца ноября». Если попытка быстро провести нужные решения не удастся, в Донбассе возможно резкое обострение ситуации примерно в период новогодних праздников, считают в Киеве. В таком случае, отмечают эксперты, весной, когда администрация Трампа приступит к работе в полную силу, снова может встать проблема о размене крымского вопроса на донбасскую проблему.
Киев