Глава МИД Украины Павел Климкин
убеждал нидерландского коллегу Берта Кундерса в том, что его страна нужна ЕС. Фото со страницы посольства Украины в Нидерландах в Twitter |
Напомним, Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС было подписано весной 2014 года, сразу после смены власти в Киеве. Документ состоит из двух частей – экономической (о зоне свободной торговли – ЗСТ) и политической (об обязательствах украинской стороны провести реформы). Осенью 2014-го Европарламент и Верховная рада синхронно в режиме видеоконференции ратифицировали документ. После чего Соглашение было введено в действие по процедуре временного применения. И настал черед ратификации документа в национальных парламентах стран – членов ЕС. К настоящему времени и этот этап завершен – ратификация состоялась во всех государствах.
Нидерланды ратифицировали соглашение в прошлом году. Но на волне миграционного кризиса в стране начались споры о том, нужно ли было это делать. В апреле с.г. в стране состоялся консультативный референдум по поводу ратификации Соглашения об ассоциации с Украиной. В нем приняли участие всего 32% граждан, но из них 61% выступили против ратификации. Перед правительством Нидерландов встал сложный вопрос о том, следует ли отзывать прошлогоднее решение. Учитывая низкую явку на референдуме и его консультативный характер, власть не обязана действовать в соответствии с итогами голосования. Однако политики учитывают и тот факт, что в 2017 году в Нидерландах запланированы парламентские выборы: ни одна политическая сила не рискует игнорировать мнение избирателей, каким бы оно ни было.
Длившиеся полгода споры о ратификации Соглашения с Украиной должны завершиться 1 ноября. Как ранее сообщил премьер-министр Нидерландов Марк Рютте, в этот день парламент должен определиться.
Источник в дипломатических кругах неофициально сказал «НГ», что означает для Украины то или иное решение, которое примут в Гааге. «Соглашение об ассоциации будет действовать. Если Нидерланды отзовут решение о ратификации, то останется процедура временного применения. Она прописана в базовых документах ЕС, которые не ограничивают время действия такой процедуры. Временное применение может быть вечным», – сказал он.
Чтобы вообще денонсировать соглашение, ратифицированное Европарламентом, недостаточно решения одного или нескольких национальных парламентов. Для этого нужно, чтобы Еврокомиссия подготовила пакет документов и подала его на рассмотрение Совета ЕС. Вопрос об этой процедуре в Брюсселе даже не звучит, заверил собеседник «НГ».
В Киеве считают, что сейчас руководство ЕС не менее украинской власти заинтересовано в том, чтобы Нидерланды оставили в силе свое решение по поводу Соглашения об ассоциации с Украиной. Вернувшийся из Брюсселя редактор издания «Европейская правда» Сергей Сидоренко пояснил, почему так: «Сейчас именно Брюссель обеспокоен неопределенностью, которую создали Нидерланды. По сути, этот референдум запустил цепную реакцию. После него страны – члены ЕС друг за дружкой стали инициировать остановку других международных соглашений. Сначала Франция выступила против Трансатлантического партнерства (TTIP), то есть Соглашения о зоне свободной торговли между ЕС и США. Переговоры официально заморожены. А уже через неделю то же повторилось с соглашением с Канадой – подписание этого документа заблокировано из-за протестов бельгийского региона, Валлонии». Сидоренко отметил, что в отличие от соглашения с Украиной документы между ЕС и США, а также Канадой были заблокированы до момента вступления в силу процедуры временного применения.
По словам источника «НГ», в Украине нет причин опасаться отмены Соглашения об ассоциации с ЕС. Но для Киева важно политическое значение решения Нидерландов, поскольку новая власть, пришедшая после майдана, поставила амбициозную цель за пять-шесть лет провести в Украине все реформы, которые приблизят страну к стандартам ЕС. Еще в сентябре 2014 года президент Петр Порошенко обнародовал программу под названием «Стратегия-2020» и заявил, что в 2020 году Украина будет готова подать заявку на членство в ЕС.
Отказ Нидерландов от ратификации Соглашения об ассоциации стал бы плохим политическим сигналом для Киева. И мог бы усилить недовольство властью в украинском обществе, в котором, согласно соцопросам, более 70% граждан считают, что страна развивается в неверном направлении. Украинцы критикуют не внешнеполитический курс власти, а практическую реализацию заявленной программы реформ: европейские стандарты пока не просматриваются ни в экономическом развитии и уровне жизни, ни в функционировании судебной системы, ни во многих других жизненно важных сферах.
По данным исследования, проведенного месяц назад социологической группой «Рейтинг», 30% украинцев хотели бы уехать за границу на постоянное место жительства, 40% мечтают работать за границей. Чемоданные настроения характерны в основном для молодежи и семей с детьми школьного возраста. Причиной стремления уехать за границу 53% назвали желание улучшить условия жизни, 41% – обеспечить лучшее будущее для детей, еще 32% заявили, что в Украине для них нет достойной работы.
Эксперты считают причиной таких настроений в первую очередь экономические проблемы в стране. Решая их с помощью внешних займов, а не реформ, направленных на внутреннее экономическое развитие, власть загоняет ситуацию в тупик. С другой стороны, на ситуацию в экономике повлияла потеря российского рынка для украинских производителей, которые не смогли компенсировать ее за счет ЗСТ с ЕС. Дело в том, что доступ украинской продукции на европейские рынки подпадает под квоты и нетарифные ограничения.
По данным украинского Госстата, за первое полугодие с.г. экспорт товаров в страны ЕС увеличился на 6,7% по сравнению с этим периодом прошлого года. Но в прошлом году наблюдался обвал во внешней торговле. Поэтому, несмотря на процентное увеличение, в денежном выражении украинский экспорт в ЕС в первые полгода равнялся примерно 6,5 млрд долл. (импорт товаров из ЕС составил около 7,7 млрд долл.).
Экономист Александр Охрименко отметил, что если сравнивать первое полугодие с.г. с таким же периодом 2013 года (до введения ЗСТ между Украиной и ЕС), то украинский экспорт в Европу уменьшился на 22%. А экспорт в Россию при сопоставлении тех же временных рамок уменьшился сейчас на 80%. «Экспорт Украины в страны СНГ упал за первое полугодие 2016 года на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 75% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Украина действительно (в связи с торговой войной с Россией) резко уменьшила экспорт в страны СНГ и продолжает уменьшать. Но рынок ЕС не может даже в будущем заменить рынок СНГ, вся надежда только на Египет, Китай, Индию и Турцию», – считает Охрименко.
Ситуация уже отразилась на внешнеполитических настроениях украинских граждан. Если в декабре 2014 года, по данным Киевского международного института социологии (КМИС), 54% поддерживали идею евроинтеграции и выступали за будущее полноправное членство Украины в ЕС, то к настоящему времени число таковых сократилось до 49%. Четверть населения проголосовала бы против вступления в ЕС, еще столько же – не определились.
Число сторонников интеграции в Таможенный союз практически не изменилось с декабря 2014 года: 17% тогда и 18% сейчас. Категорически против членства в ТС выступают 55% украинцев, еще 27% не определились или не голосовали бы.
Киев