Президент Петр Порошенко рассказал о встрече лидеров «нормандской четверки». Фото с сайта www.president.gov.ua |
Петр Порошенко рассказал украинцам, как он видит итоги встречи лидеров «нормандской четверки». В беседе с журналистами трех национальных телеканалов глава государства ответил на вопросы, когда Верховная рада примет закон о местных выборах в Донбассе, когда можно будет провести эти выборы, когда Украина получит контроль над границей с РФ и почему это так важно.
Петр Порошенко подчеркнул, что Украина в одностороннем порядке не выйдет из Минских соглашений, несмотря на то что в стране поднимается волна критики. Президент пояснил, что отказ от выполнения договоренностей означал бы отмену Западом введенных против РФ санкций, а также разрушение международной коалиции, созданной в поддержку Украины.
«Минск – это единственная дорога к миру. Каждый, кто сегодня атакует Минск, должен нести ответственность… Альтернативы две – военное разрешение конфликта и открытое наступление на РФ. Я прошу сравнить военный бюджет (Украины и России. – «НГ»), возможности взять на себя ответственность за будущие жертвы», – сказал он. При этом Порошенко отверг идею отказа от мятежных территорий. По его словам, логика «территории в обмен на мир» ущербна, потому что, отрезав территории, Украина не получит мир.
Развивая эту тему, Порошенко сделал акцент: «Я – как украинский президент, как гарант Конституции и территориальной целостности Украины – никому не позволю разбрасываться украинскими землями. Это касается как Донбасса, так и Крыма». Но о Крыме в телевизионном интервью говорили мало, так как эта тема не обсуждается на уровне «нормандского формата». Поскольку президенты «четверки» встретились впервые после затянувшейся более чем на год паузы, журналистов интересовало, о чем же на самом деле договорились по Донбассу.
Порошенко представил свое видение. По его словам, подробности урегулирования будут в конце ноября – начале декабря, они изложены в «дорожной карте». Речь идет о документе, в котором планируется очень детально описать все шаги каждой из сторон, позволяющие в конечном счете выполнить Минские соглашения. Сейчас над «дорожной картой» работают советники президентов Украины, России, Германии, Франции. Через месяц черновик ляжет на стол переговоров глав МИД «четверки». Если министры одобрят проект, Ангела Меркель, Франсуа Олланд, Владимир Путин, Петр Порошенко соберутся снова, чтобы рассмотреть и утвердить его.
Украинский президент убежден, что в основу документа ляжет украинский план. Он предполагает на первом этапе полное прекращение огня, отвод войск от линии разграничения. При этом украинская сторона настаивает на том, что следует вернуться к линии разграничения, утвержденной в сентябре 2014 года. С тех пор, по данным украинских военных, ДНР и ЛНР расширили свои территории примерно на 1,5 тыс. кв. км. Сейчас от республик намерены потребовать отойти от занятых за последние два года позиций и освободить ряд населенных пунктов, включая ключевой узел – Дебальцево.
Порошенко сказал, что выполнение первоочередных пунктов, позволяющих обеспечить безопасность в регионе, а также освобождение всех пленных и заложников станут сигналом к обсуждению вопроса о местных выборах в Донбассе. По логике Киева, пока Верховная рада будет обсуждать соответствующий законопроект (о консультациях с ДНР и ЛНР речь не идет, поскольку украинская сторона считает, что к тому времени республики будут ликвидированы), в Донбасс должны войти вооруженные миротворцы.
Порошенко подробно остановился на вопросе о полицейской миссии ОБСЕ, организация которой по просьбе украинской стороны обсуждалась на переговорах в Берлине. «Необходимо повысить эффективность наблюдательной миссии ОБСЕ, и тут нужна полицейская миссия с оружием», – пояснил украинский президент. Он отметил, что еще до выборов местных органов власти в Донбассе полицейская миссия должна получить доступ на всю территорию Донецкой и Луганской областей (в довоенных границах), а также получить возможность создать свои базы на границе с РФ. С этих баз, по замыслу украинской власти, будет контролироваться вся линия границы.
Объясняя, почему это важно, Порошенко рассказал, что он сообщил участникам «нормандской четверки»: «Я отметил, что количество оружия и военной техники, которую Россия продолжает поставлять через неконтролируемый участок украино-российской границы, сегодня достигло предела: количество танков, артиллерийских систем, бронетранспортеров, систем залпового огня на оккупированной территории превышает количество вооружения бундесвера. И именно поэтому на первом этапе (то есть этапе до выборов) мы должны получить контроль над границей со стороны вооруженной миссии ОБСЕ». Второй этап, по словам Порошенко, должен наступить сразу после проведения выборов в Донбассе: «На следующий день после выборов мы должны обеспечить передачу контроля над границей с РФ украинским военным. Это… должно быть в «дорожной карте» – с четкой датой и с четкой ответственностью».
Украинский президент убежден, что руководство Германии и Франции поддерживает позицию Киева. Он категорически не согласился со звучащими предположениями о том, что Запад может разменять украинский вопрос на ситуацию в Сирии. Порошенко пояснил, что этого не произойдет, поскольку и в ЕС, и в США признают Россию не посредником, а участницей конфликта в Донбассе. «За 2,5 года Россия пыталась реализовать сценарий, направленный на то, чтобы представить эту ситуацию сначала как гражданскую войну, потом – как «конфликт на Востоке», причем РФ пыталась приписать себе роль посредника. А сейчас это закреплено в нескольких заявлениях – это российская агрессия против Украины», – подчеркнул Порошенко.
В этом вопросе украинская власть традиционно ссылается на резолюции ПАСЕ. Никакие другие международные документы (например, на уровне ООН), в которых упоминалась бы «российская агрессия», не были приняты. Именно поэтому затормозился процесс формирования международной миротворческой миссии для Донбасса. В прошлом году Россия заблокировала решение в Совбезе ООН, после чего Киев стал продвигать идею вооруженной полицейской миссии ОБСЕ.
Весной с.г. президент Владимир Путин согласился с идеей вооруженной миссии ОБСЕ. Но в июне глава МИД РФ Сергей Лавров уточнил, что Москва согласна не на формирование новой миссии, а на увеличение количества наблюдателей уже действующей мониторинговой миссии ОБСЕ. «Мы были бы готовы согласиться на то, чтобы вот этих дополнительных наблюдателей снабдить личным оружием… Пистолеты для самообороны. Эта практика имеет место. Можно считать, что это элемент полицейских функций», – сказал он. В то же время Лавров отметил, что российская сторона не видит необходимости допуска миссии ОБСЕ к контролю над границей с РФ, как этого потребовала Украина. В ее полномочия, по мнению российского руководства, должны входить «прежде всего охрана и мониторинг ненарушения линии отвода (войск. – «НГ») и мест складирования (оружия. – «НГ»)».
Здесь обнаружилось еще одно несоответствие: Киев настаивал и настаивает на том, чтобы якобы присутствующие в Донбассе российские войска вышли из региона вместе с техникой и оружием до момента проведения местных выборов. Россия, не признавая своего участия в конфликте, предлагает отводить войска и технику ДНР и ЛНР в определенные зоны на территории Донбасса.
Все эти противоречия не позволили сторонам согласовать «дорожную карту» выполнения Минских соглашений до встречи лидеров «нормандской четверки» в Берлине. Но сама встреча не завершилась достижением договоренностей. Напомним, Владимир Путин, возвращаясь в Москву, признал, что принял предложение о миссии ОБСЕ. Но, судя по его словам, российская позиция относительно состава, полномочий, места дислокации и вооружения такой миссии не изменилась с весны. Еще одно несоответствие обнаружилось в ходе пресс-конференции Олланда и Меркель: канцлер Германии, отвечая на вопрос о миссии ОБСЕ, сказала, что вопрос может быть решен не до, а после того, как Киев приступит к рассмотрению законодательства о выборах в Донбассе.
Руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко считает, что нет ничего неожиданного в том, что стороны пока не обо всем договорились. По его мнению, у сторон нет доверия друг к другу, а поэтому приходится разрабатывать «дорожную карту» таким образом, чтобы каждый шаг предусматривал «предохранители». Об этом и должны договориться специалисты, работающие над «дорожной картой», отметил политолог.
Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский в интервью «Голосу столицы» усомнился в том, что договоренности будут достигнуты быстро. Он отметил, что даже после встречи все стороны по-разному представили содержание и итоги разговора: «Нет письменного документа, под которым стороны подписались бы. Даже вот письменный, подписанный документ – Комплекс мер по выполнению Минских соглашений – и все равно есть разные интерпретации, и там действительно есть не очень однозначные моменты. А так – никакого документа нет после переговоров (лидеров «нормандской четверки». – «НГ»). Ясно, что стороны будут интерпретировать, как им хочется».
Погребинский отметил, что вооруженная миссия ОБСЕ, на которую надеется украинская власть, – сложный вопрос: «Для этого нужно изменить вообще устав ОБСЕ, нужно выделить значительные средства, нужно увеличить численность людей, которые от ОБСЕ этим занимаются, в 100 раз… Это совершенно нереально. Поэтому Путин говорит: я не против, но попробуйте это сделать. Вот смысл его слов».
Политические оппоненты Порошенко все чаще критикуют его за приверженность Минским соглашениям, заявляют о бесперспективности попыток урегулирования в Донбассе в формате «нормандской четверки», ссылаются на безрезультативность последней встречи лидеров. Однако есть и другое мнение.
Порошенко отметил, что если до конца ноября (как условились участники встречи в Берлине) «дорожная карта» не будет разработана, «то на Совете ЕС, который состоится в декабре, руководство стран – членов ЕС будет иметь все основания, чтобы продолжить и усилить санкции (против России. – «НГ»)». По словам Порошенко, Украина внесла предложение продлить санкции не на полгода, как было до сих пор, а на год.
Киев