Павел Климкин рассказал о двух этапах возвращения контроля над государственной границей. Фото Reuters
Юлия Тимошенко потребовала от команды Петра Порошенко обнародовать протоколы переговоров в «нормандском формате». Она сказала журналистам, что власть скрывает от общества часть договоренностей. «Это опасно. От украинского народа не может быть секретов и тайн относительно урегулирования на востоке», – сказала она. Тимошенко допускает, что за закрытой дверью обсуждался план «легализации оккупации украинской территории».
О неких тайных протоколах в Украине заговорили на прошлой неделе. В местных СМИ появилась информация о том, что первый замруководителя миссии ОБСЕ Александр Хуг, выступая на международной конференции в Брюсселе, якобы сослался на тайную часть соглашений, из-за которой затруднена работа международных наблюдателей в зоне конфликта.
Бывший член политической подгруппы на переговорах в Минске Роман Безсмертный, комментируя ситуацию, заявил, что ему ничего не известно о засекреченной части соглашений.
Первый президент Украины Леонид Кравчук считает, что спекуляции возникли по причине сложной системы переговоров и принятия решений. «Плохо, что «нормандский формат» работает без документов. Это напоминает клуб встреч. Собрались, поговорили, а потом рассказывают все по-разному, как кому выгодно. Интересная вещь: «нормандский формат» собирается – а решение принимают в Минске (и принимают их не главы государств). Это сложная схема», – сказал Кравчук.
Как известно, состоявшаяся 19 октября встреча Ангелы Меркель, Франсуа Олланда, Владимира Путина, Петра Порошенко в Берлине тоже завершилась без подписания документов, без совместных заявлений и без пресс-конференции с участием всех участников. В словах четырех лидеров о содержании беседы сразу же обнаружились несоответствия. Украинская оппозиция обеспокоилась вопросом, не пошел ли президент Порошенко на уступки, равнозначные предательству национальных интересов.
И оппозиционная партия «Батькивщина» Юлии Тимошенко, и входящая в состав правящей коалиции партия «Народный фронт» Арсения Яценюка заявили, что не поддержат проведение местных выборов в Донбассе, если голосованию не будет предшествовать вывод из региона иностранных войск и военной техники.
Напомним, президент Порошенко после встречи заверил, что именно так он и поставил вопрос перед Путиным, Олланд и Меркель. По его словам, гарантом безопасности в Донбассе (до проведения выборов) должна стать вооруженная миссия ОБСЕ. Однако, судя по комментариям других участников встречи, речь шла не о новой миссии, а о расширении полномочий действующей мониторинговой группы. Кроме того, обсуждался не вывод войск до начала предвыборной кампании, а план отвода войск и техники в определенные зоны, находящиеся под наблюдением ОБСЕ.
Директор Института политического кризиса, бывший член Совета нацбезопасности и обороны Украины Степан Гавриш отметил, что в день, когда обсуждался этот вопрос, наблюдатели ОБСЕ не могли свободно передвигаться по территории, контролируемой ДНР и ЛНР. Их перестали пускать даже в те точки, где только что состоялся отвод войск согласно отдельной достигнутой в Минске договоренности (Золотое, Петровское). Это само по себе свидетельствует о возможностях мониторинговой миссии гарантировать безопасность в регионе.
Гавриш отметил, что Запад, исходя из своих соображений, давит на команду Порошенко в вопросах урегулирования в Донбассе. Главная тема – выборы местных органов власти. «Полное удовлетворение требований Москвы и террористов, которых украинская власть может превратить (в случае проведения выборов до восстановления украинской юрисдикции на всей территории Донбасса. – «НГ») в «респектабельных», «безусловно амнистированных» политиков, – не только создаст ужасный для глобальной стабильности прецедент, но и поспособствует «параду местных суверенитетов» в Украине. Вся страна может внезапно превратиться в «ДНР–ЛНР», – написал политик в своем блоге.
Руководитель центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко считает, что ничего подобного не произойдет. Ссылаясь на источники в дипломатических кругах, он заверил, что Киев будет двигаться в вопросах урегулирования поэтапно: «В зоне конфликта должно быть установлено полное, безусловное и устойчивое перемирие (не менее 1–2 месяцев)... планируется отвод сил и средств в целом ряде пунктов на линии разграничения с круглосуточным контролем ОБСЕ за этими демилитаризованными участками». После этого в Верховную раду поступит законопроект о выборах в Донбассе: «Предполагается, что это будет дополнение к закону о местных выборах в Украине, которое будет регулировать особенности проведения местных выборов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО)... После принятия данного закона ОБСЕ должна утвердить решение о своей полицейской миссии для обеспечения безопасности на местных выборах в ОРДЛО. И только после принятия этого решения (с учетом сроков, необходимых для формирования данной полицейской миссии и ее размещения в конфликтном регионе) предполагается принять постановление о дате местных выборов в ОРДЛО», – описал Фесенко последовательность действий.
Центральным вопросом этой формулы становится контроль над границей с РФ по линии Донбасса. Этот пункт записан в Минских соглашениях последним. Но украинская власть с начала года заявила о требовании выполнить все пункты, связанные с обеспечением безопасности (включая контроль над границей) до того момента, когда Киев начнет выполнять все пункты о политическом урегулировании. В ДНР, ЛНР, а также в России не согласились с таким подходом. Позиции сторон сводились к тому, что Киев считал невозможным обеспечить безопасность (исключить переброску в Донбасс новых военных сил и средств), если граница будет открытой. В таких условиях украинская сторона не видела возможности провести выборы по стандартам ОБСЕ. В ДНР и ЛНР, в свою очередь, опасались, что закрытая граница позволит украинской стороне провести «зачистки» перед выборами.
Как эта тема прозвучала на встрече «нормандской четверки» в Берлине, рассказал Верховной раде в прошлую пятницу глава МИД Украины Павел Климкин, входивший в состав украинской делегации. По его словам, предполагается два этапа возвращения контроля над границей. На первом доступ получит миссия ОБСЕ. «У нас есть план с ОБСЕ, каким образом это должно происходить. Во-первых, это установление ряда баз ОБСЕ вдоль границы (с видеонаблюдением, в том числе в ночное время на всех ключевых дорогах и железных дорогах). Второй момент связан с тем, что группы ОБСЕ должны размещаться во всех пунктах пропуска с нашей стороны границы. Третий момент – наблюдатели ОБСЕ именно с этих баз должны контролировать участки между пунктами пропуска», – рассказал Климкин. По его словам, при соблюдении этого условия может начаться подготовка к проведению местных выборов в Донбассе: «А на следующий день после выборов контроль над границей должен быть возвращен уже нам непосредственно. То есть я имею в виду украинских пограничников».
Отвечая на уточняющие вопросы депутатов, министр заявил, что решению вопроса о контроле над границей должно предшествовать устойчивое перемирие. «Россия со своими регулярными силами, своими наемниками, оружием должна выйти из Донбасса», – уточнил он. Климкин продолжил, что ОБСЕ и Украина должны получить доступ на всю территорию Донбасса, «а потом быть способными контролировать безопасность и вернуть Донбасс к нормальной жизни – и тогда мы можем говорить об организации нормальных выборов». Резюмируя, Климкин вынужден был признать: «На сегодня мы очень далеки от того, чтобы продвигаться в вопросе организации выборов».
Между тем ДНР и ЛНР, не дождавшись решения украинской власти сесть с представителями республик за стол переговоров, чтобы обсудить формат будущих выборов, готовятся провести их без консультаций с Киевом. Голосование назначено на 6 ноября. А «дорожная карта» по выполнению Минских соглашений (в Киеве этот документ называют Минском-3), о которой говорили лидеры «нормандской четверки», будет готова только к началу зимы. То есть – уже после выборов.
Эксперты отмечают, что ситуация в Донбассе снова на грани обострения. Вчера украинские СМИ сообщали об осложнении обстановки вокруг Мариуполя. Руководитель Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала сказал «НГ», что тактические решения, на которых сосредоточена и минская переговорная группа, и «нормандский формат», не могут разрешить конфликт. По его словам, требуется вначале дать ответы на стратегически важные вопросы о статусе Донбасса. Ведь Киев настроен на демонтаж системы ДНР–ЛНР и возвращение региона под свой полный контроль, а в республиках продолжают настаивать на своей независимости и особом статусе. Это принципиальное противоречие не позволяет договориться ни по одному вопросу, ведь у сторон противоположные цели.
Изменить ситуацию можно было бы путем переформатирования переговорной группы, отметил Леонид Кравчук. По его мнению, к Меркель и Олланду могло бы присоединиться американское или британское руководство (в качестве представителей стран – гарантов безопасности и территориальной целостности Украины по Будапештскому меморандуму). «Россия отказывается (от нового формата. – «НГ») категорически. Рассматривать без России вопрос Донбасса, где есть российские войска, – это не принесет результатов», – признал Кравчук.
Киев