На улицах Минска все чаще появляются рекламные щиты на белорусском языке. Фото с сайта www.tut.by
Белорусские общественные активисты предлагают ввести таможенный и пограничный контроль на границе с Россией. Соответствующая петиция размещена на специальном сайте в Интернете. По окончании сбора подписей она будет направлена в правительство и парламент страны.
Петиция была выставлена в сеть еще в сентябре. Но популярностью не пользовалась. Оживление наблюдается в последние дни – ее уже подписали около 500 человек. Сбор подписей продлится до конца ноября. «Отсутствие... контроля на границе нашего государства с Российской Федерацией угрожает экономической и общественной безопасности нашей страны», – считают авторы. Ссылаясь на данные МВД, они утверждают, что именно из России экспортируется более 60% контрабандного товара, а «наркотические и психотропные вещества оттуда идут нескончаемым потоком».
«По известным последним данным, в городе Могилеве был задержан гражданин РФ с целым арсеналом боевого оружия. Нередки случаи проникновения на нашу территорию со стороны восточного соседа сутенеров и многих других преступных элементов», – говорится в петиции. Все эти угрозы являются основанием для того, чтобы ввести на границе с Россией постоянный таможенный и пограничный контроль, считают подписанты.
Сами по себе подобные заявления звучат не в первый раз, однако раньше с подобным выступали представители радикальной оппозиции. Например, весной этого года политолог, член партии «Белорусский народный фронт» (БНФ) Владимир Подголуже писал письмо на имя президента Александра Лукашенко примерно такого же содержания. Отталкиваясь от данных МВД о раскрытых преступлениях, связанных с распространением наркомании, он утверждал, что попытки завоза наркотиков пресекаются на западной границе страны, в то время как через восточную границу с Россией они перевозятся беспрепятственно. «Те, от кого зависит введение наркоконтроля на границе с Россией, имеют свою долю от наркотрафика», – утверждал он, призывая президента вмешаться в эту проблему.
При создании Таможенного союза местный бизнес активно выступал против этого, утверждая, что работа в едином экономическом пространстве подорвет положение более мелких и слабых белорусских компаний. То есть противники постсоветской интеграции были в Белоруссии всегда, но их было немного, голос их был тих, а власть на них внимания не обращала.
Нынешнюю петицию общественность заметила еще и потому, что ее тема соответствует «веяниям времени», говорят местные наблюдатели. Ранее «НГ» писала о том, что Александр Лукашенко сам угрожал «оптимизировать» участие Белоруссии в интеграционных процессах. Не далее как неделю назад он говорил о том, что процессы эти носят «формальный характер, потому что кто-то» больше думает о Сирии, чем о Белоруссии».
В экспертной среде стала популярной тема «мягкой белоруссизации», которая идет с подачи и согласия властей. Например, совершенно незаметно для оппозиции белорусская национальная символика (красно-белые цвета, вышиванки, орнаменты) перестала быть ее атрибутикой. Ее стали использовать официальные организации. Многие компании в своем обслуживании переходят на белорусский язык, на улицах появляются рекламные щиты на национальном языке, белорусская речь все чаще звучит с экранов официальных каналов. Выступая на прошлой неделе перед депутатами, Лукашенко возмутился, что уроков белорусского языка в школах меньше, чем английского, и потребовал исправить ситуацию. Можно не сомневаться в том, что чиновники оперативно выполнят указание.
Президент Белоруссии, полемизируя с некими невидимыми оппонентами, не единожды оправдывался, что это происходит вовсе не потому, что меняется государственная политика в отношении белорусскости. По его словам, это нормально, когда в Белоруссии есть белорусский язык и свои национальные традиции. «Президент Лукашенко никогда не старался создать искусственные условия для развития того или иного языка. Государственная политика состоит в том, чтобы все это происходило естественно», – разъяснял позицию страны на этот счет министр иностранных дел Владимир Макей в опубликованном на днях интервью польской газете «Речь Посполитая». Однако и он признал, что в стране создаются «какие-то нормальные условия для более широкого использования белорусского языка» и все больше людей стараются и разговаривать на белорусском. «Мы начинаем медленно формироваться как нация. Мы находимся в процессе формирования идентичности белорусской нации», – утверждает Владимир Макей.
В то же время белорусские политологи видят несколько иные причины «мягкой белоруссизации». Они полагают, что ситуация с Украиной стала уроком для Александра Лукашенко и он начинает сознательно выстраивать политику так, чтобы в стране не могли формироваться никакие пророссийские силы. Причем официально он это все объясняет вполне благими намерениями – белорусы и русские братья навек, русский язык и русский человек имеют все те же права, что и белорусский, и «я никому не позволю обидеть русских». При этом власть мягко дистанцирует свою страну от России.
Минск