Гурбангулы Бердымухамедов лично контролировал реализацию проекта ТАТ. Фото с сайта www.chrono-tm.org
Ашхабад в ноябре введет в строй первую очередь Азиатского международного железнодорожного коридора Туркменистан–Афганистан–Таджикистан (ТАТ), который, как сказал президент Гурбангулы Бердымухамедов, «свяжет в будущем Азию и Европу». Этот проект может в будущем изменить геополитическую ситуацию в регионе и создать определенные сложности России. Но сегодня эта туркменская железная дорога в никуда – ни Кабул, ни Душанбе к строительству своих участков и не приступали.
Бердымухамедов повысил статус строящейся дороги до «транснациональной стальной магистрали – Азиатского международного железнодорожного транспортного коридора».
Он считает, что в будущем ТАТ станет частью важнейшего международного транспортного коридора, связывающего Азию и Европу. При этом в комментариях Ашхабада звучит недовольство тем, что туркменскую сторону подгоняли постоянными напоминаниями о том, что дорога должна заработать уже в 2018 году, однако два других участника проекта – Таджикистан и Афганистан – до сих пор не приступали к строительству своих участков дороги.
Речь идет о строительстве участка Атамырат–Имамназар (Туркмения) – Акина (Афганистан). Завершить строительно-монтажные работы на 85-километровой линии намечено в первой декаде ноября 2016 года. Общая протяженность стальной трассы – 88 км. Участок между приграничными пунктами Имамназар и Акина – 3 км.
Строительство железной дороги ТАТ началось в июле 2013 года. Торжественное открытие работ присутствием почтили руководители трех стран, прибывшие в Лебапскую область Туркмении. Тогда говорилось, что транспортный коридор через территории Туркменистана, Афганистана – через Мазари Шариф, Кундуз и через КПП «Шерхон Бандар» на границе Таджикистана – дойдет до района Джаллолидина Балхи в Хатлонской области Таджикистана и далее выйдет через Киргизию на разветвленную железнодорожную сеть Китая и потом – на государства Азиатско-Тихоокеанского региона.
«Большой социально-экономический эффект от сдачи этой трассы в эксплуатацию ожидается в Афганистане, – отмечается в экспертном комментарии госагентства «Туркмен довлет хабарлары» (ТДХ). – Ведь там, где прокладывается транснациональная железнодорожная магистраль, как правило, параллельно строятся и автодорога, линии электропередачи, трубопроводы с энергоносителями». Одновременно со сдачей в эксплуатацию железной дороги на таможенном пункте «Имамназар» на границе с Афганистаном будет открыт терминал по приему, хранению и отгрузке нефтепродуктов.
Бердымухамедов на совещании правительства отметил, что «развитие международных транспортных коридоров отвечает экономическим интересам Туркменистана». По его словам, будущее – за комбинированной системой транспортного сообщения с выходом на крупнейшие международные и региональные инфраструктурные узлы, их оптимальное сочетание и использование преимуществ каждого из них.
Однако ухудшение ситуации в Афганистане тормозит реализацию проекта. С прошлого года северные регионы страны то и дело подвергаются атакам отрядов «Талибан». Азиатский банк развития, который финансировал строительство афганского участка дороги, объявил, что из-за ухудшения обстановки приостанавливает участие в проекте.
Не торопится с реализацией и Таджикистан. В прошлом году власть приступила к поиску финансирования для исследования местности, по которой пройдет дорога. Потом возникли некие противоречия по подписанному с Афганистаном протоколу о проекте. По информации «Азия Плюс», министр транспорта Таджикистана Шерали Ганджалзода сообщил, что «протокол подписан еще в 2014 году, после чего был направлен на рассмотрение правительства Туркменистана». Противоречие, по словам министра, заключается в несогласовании маршрута по Афганистану. «Были предложены два маршрута. Короткий предложил Таджикистан – 160 км. Длинный, предложенный афганской стороной маршрут, составлял свыше 500 км. В итоге сторонам удалось договориться и подписать соответствующий протокол, направив его потом на подписание правительству Туркменистана», – пояснил Ганджалзода. При этом таджикские власти заявляют, что данная трасса будет сдана в эксплуатацию в 2018 году. Таджикский участок данной трассы составит 392 км.
Между тем эксперты считают, что ни о каком Азиатском международном железнодорожном транспортном коридоре на данном этапе речи не может и быть. «Никаких железнодорожных перевозок ни через Киргизию в Китай, ни через Туркменистан в Афганистан и далее в Иран в ближайшее время не будет. Радикально различается геоэкономическая привлекательность стран как для глобальных игроков, так и для региональных. Плюс политическая нецелесообразность для евразийских союзников, которые являются важнейшими экономическими игроками в регионе. А укрепление экономических связей с южными соседями так или иначе ведет к ослаблению связей с северными соседями», – сказал «НГ» руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин.
Второй момент, по мнению Собянина, связан с тем, что Афганистан нуждается в России и Китае для поднятия экономики. «Но в Афганистане стоят оккупационные войска США и западная коалиция. И этот политический фактор делает движение грузов нецелесообразным», – отметил эксперт. Он напомнил, что более 10 лет назад США построили мост через Пяндж из Афганистана в Таджикистан. Но никаких больших грузов не пошло, потому что эта дорога усилила бы зависимость режима Душанбе от американцев и афганцев. «Политическая нецелесообразность выступает на первый план, притом что экономически разумно ездить не вкруговую, а напрямую», – сказал Собянин.
Ашхабад сегодня в схожей ситуации. «Туркмения сейчас как невеста на выданье. События в мире меняются. Понятно, что основной причиной нейтралитета Туркмении была не мудрость Туркменбаши (первый президент страны Сапармурат Ниязов. – «НГ»), а одинаковая заинтересованность России и США в том, чтобы в регионе не было конфликтов. Сегодня в подобной заинтересованности США можно сомневаться – слишком участились переходы боевиков из Афганистана в Туркмению. Туркмения сейчас находится под мягким давлением России», – считает Собянин. По его мнению, ТАТ ждет судьба других аналогичных «распиаренных» проектов, как, например, дорога Китай–Киргизия, Таджикистан–Иран и др. – «ленточки разрезаются, а потом ничего не происходит, нет грузопотока».
Однако есть другая сторона – это приграничное сотрудничество. «ТАТ – это лучший вариант, что может дать проект. Для Туркмении важна политическая стабильность, а для этого нужно, чтобы северные регионы Афганистана, населенные туркменами, таджиками, хазарейцами, были более или менее благополучны. ТАТ способен развивать приграничное сотрудничество между странами. И, конечно, это будет фактором, смягчающем военные риски, риски безопасности. Тем более что в данном случае речь идет об относительно маленьких суммах, о коротких участках железной дороги и легких геологических условиях», – считает Собянин.