Фото Gettyimages
Баку и Тегеран интенсифицируют работы по реализации проекта создания международного транспортного коридора Север–Юг (СЮ). На днях президент Азербайджана Ильхам Алиев своим указом утвердил протокол о намерениях по сотрудничеству с Ираном в рамках реализации проекта. Меморандум был подписан в августе текущего года в Баку в ходе официального визита в Азербайджан президента Ирана Хасана Роухани. Тогда же вновь было подтверждено намерение до конца текущего года завершить объединение железных дорог двух стран.
Баку очень заинтересован в скорейшем вводе в эксплуатацию маршрута Север–Юг, который сулит большие дивиденды. Ведь он объединит железные дороги Индии, Ирана, Азербайджан, России и стран Северной Европы. Перспективность и рентабельность проекта обуславливаются растущим из года в год товарооборотом Индии с Россией и Скандинавскими странами.
Как уже писала «НГ», для ввода в эксплуатацию этого транспортного коридора необходимо достроить железнодорожную линию Астара–Решт–Казвин, проходящую по территории Ирана. По данным издания haqqin.az, прокладка участка между Рештом и Казвином близится к завершению, и теперь все упирается в доводку 153-километрового перегона Астара–Решт.
Азербайджан, со своей стороны, до конца года должен был проложить восьмикилометровый путь до иранской границы и построить совместно с Тегераном железнодорожный мост Астара (Азербайджан) – Астара (Иран). Как заявили журналистам в пресс-службе Азербайджанской железной дороги (АЖД), работы, осуществляемые ведомством, идут по графику и близятся к завершению. В настоящее время на новом земляном покрытии уже проложены 5,375 км рельсового полотна. Еще на отрезке в 4 км дороги на территории станции Астара проведен комплексный ремонт.
Наряду с этим источник в АЖД сообщил «НГ», что в ближайшие дни азербайджанская делегация планирует посетить Иран для обсуждения вопросов, связанных со строительством железной дороги Решт–Астара. А обсудить, как выясняется, есть что. Так, местные издания отмечают, что хотя Тегеран и обязался довести железную дорогу до границы с Азербайджаном, чтобы соединить железнодорожные системы двух стран, на деле процесс в этом направлении пока не сдвинулся с места. Здесь проведены лишь инженерно-топографические работы.
Помимо этого иранской стороне необходимо завершить также доводку 153-километрового перегона Астара–Решт. Но его строительство, как отмечают иранские издания, упирается в отсутствие финансирования. Учитывая эти обстоятельства, а также важность и выгоду от будущего маршрута, Баку выразил готовность оказать помощь в поисках кредитной организации, которая сможет выделить необходимые 500 млн долл. Таким образом, можно констатировать, что азербайджанская сторона делает все возможное для запуска маршрута Север–Юг, и дело теперь только за другими партнерами.
Следует отметить, что Азербайджан наряду с СЮ работает также и над реализацией других транспортных проектов, которые позволят стране не только экспортировать свои товары, но и обеспечить транзит грузов по коридору Восток–Запад. По словам главы АЖД Джавида Гурбанова, реализация этих проектов в будущем обеспечит получение Азербайджаном 2,5 млрд долл. от транзита грузов. Местные эксперты утверждают, что добиться этого показателя возможно при условии транзита 50 млн т грузов в год.
Баку