Жители Узбекистана получат больше свободы. Фото Стефана Мундера
С 11 по 14 октября в Узбекистане будет работать миссия наблюдателей ОБСЕ, которая ознакомится с внутриполитической ситуацией. На основании этого будет принято решение о целесообразности полноценного мониторинга президентских выборов, которые состоятся 4 декабря. ОБСЕ не исключает, что выборы могут носить формальный характер, а наблюдающаяся легкая либерализация режима носит показной характер.
ЦИК Узбекистана пригласил наблюдателей ОБСЕ оценить предстоящие президентские выборы. Ташкент демонстрирует Западу большее уважение к демократическим ценностям. В предыдущие годы ОБСЕ на любые выборы присылала ограниченные миссии, поясняя тем, что в «Узбекистане нет конкуренции на выборах и в полноценной миссии нет необходимости».
Перед нынешними досрочными выборами президента страны ситуация не сильно отличается от прошлых лет. Есть кандидат в президенты номер один – действующий премьер-министр, и.о. главы государства Шавкат Мирзиёев и трое статистов, имена которых назовет не каждый избиратель, не говоря уже о сторонних наблюдателях. Но при этом эксперты все-таки отмечают признаки оттепели в Узбекистане.
За короткое время в должности и.о. главы государства Мирзиёев успел произвести заметные кадровые изменения в правительстве и в региональных администрациях, где на ходу, как сообщают местные СМИ, решал накопившиеся проблемы. Он вернул на сцену известных артистов, угодивших в чиновничью опалу в последние годы правления Ислама Каримова. Мирзиёев открыл общественную приемную, куда может позвонить или написать любой гражданин страны, и его обращение, жалоба не останутся без ответа. В социальной сети Facebook появились страницы премьер-министра и парламента. Позитивные действия властей почувствовали узбекские предприниматели – вдвое сокращен объем обязательной продажи валютной выручки.
Мирзиёев, выступая в парламенте, признал, что Узбекистан нуждается в реформах. Он назвал шесть приоритетных задач, важнейшая из которых – сохранение темпов экономического роста с опорой на собственные силы. А для этого нужны инвестиции и технологии Запада. Другой важнейшей задачей Мирзиёев считает добрые отношения с соседними странами.
«Вектор этих усилий имеет явно положительный характер и направлен на улучшение межгосударственных отношений. В повестке дня если не полное разрешение, то хотя бы смягчение старых региональных конфликтов», – сказал «НГ» научный сотрудник сектора Средней Азии Центра изучения проблем стран ближнего зарубежья Российского института стратегических исследований (РИСИ) Иван Ипполитов. Он напомнил, что в середине сентября был погашен конфликт вокруг киргизской телевизионной вышки на пограничной горе Унгар-Тоо – узбекские милиционеры, занимавшие ее территорию с конца августа, были отведены. А 2 октября узбекский город Андижан посетила делегация из Киргизии во главе с вице-премьером Мухамметкалыем Абулгазиевым. В ее состав входили мэр города Ош Айтмамат Кадырбаев и представители трех южных областей Киргизии (всего 130 человек). «На фоне многолетних споров, обид и «трудных границ» между Узбекистаном и Киргизией это видится многообещающим знаком», – считает Ипполитов.
С первым вице-премьером Казахстана Аскаром Маминым Шавкат Мирзиёев обсудил в Ташкенте пограничные вопросы и возможности оптимизации экспорта узбекской сельхозпродукции на рынок Евразийского экономического союза.
А наиболее значимым шагом внешней политики Узбекистана стал визит министра иностранных дел Узбекистана Абдулазиза Камилова в Таджикистан. На переговорах с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном он обсудил перспективы улучшения взаимных политических и экономических отношений, возобновления сообщения по железной дороге. Местные эксперты отметили, что в скором времени ожидается возобновление работы двусторонней Межгосударственной комиссии по вопросам экономики и торговли.
Сообщалось, хотя и без подробностей, что на встрече была затронута и самая больная тема таджикско-узбекских отношений – намерение Душанбе достроить Рогунскую ГЭС на реке Вахш. «Рогунская проблема, конечно, далека от разрешения, но сам факт ее конструктивного обсуждения сторонами на высоком уровне – явный сдвиг в лучшую сторону, – полагает Ипполитов. – Есть признаки улучшения отношений с соседями. И это по инициативе Ташкента. С учетом политического потенциала Узбекистана действия в этом направлении могут обернуться заметным оздоровлением ситуации в регионе и – как следствие – усилением влияния Узбекистана. Насколько велики будут успехи потепления, пока трудно сказать, ведь главные региональные противоречия имеют объективный характер и глубокие корни», – сказал Иван Ипполитов.
О переменах в Узбекистане заговорили и правозащитники. На совещании ОБСЕ в Варшаве они выразили готовность начать диалог с новыми властями Узбекистана, сообщил информационный портал «Служба новостей Центральной Азии». Власти на призыв правозащитников пока не отреагировали.
«Появление признаков оттепели неизбежно. Нечто подобное уже было в Туркмении после смерти Туркменбаши (первого президента Сапармурата Ниязова. – «НГ») и последующей смены власти в 2007 году. Тогда тоже появились какие-то надежды на либерализацию и демократизацию. В случае с Узбекистаном я думаю, что либерализация прежде всего носит показной характер. Узбекистану надо улучшать отношения с Западом и отказываться (с минимальным ущербом для себя) от преследований за нарушение прав человека, как это было при Исламе Каримове. Но в конечном счете суть власти не изменится. Она будет такая же жесткая. И не надо забывать, что всегда будет предлог для закручивания гаек – это исламисты, террористы и все прочие», – сказал «НГ» член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко.
Что касается внешней политике Узбекистана, то курс на многовекторность, безусловно, сохранится как основа доминирующего стратегического курса. По мнению Малашенко, основными направлениями останутся – Китай, США и Россия. В Москве выразили острожные надежды на усиление российских позиций в Узбекистане. Но если это и произойдет, то рассчитывать на то, что Узбекистан начнет тяготеть к российским интеграционным проектам, прежде всего к Евразийскому экономическому союзу, все-таки не стоит. Как считает Алексей Малашенко, ждать крутых перемен в любом случае не следует, но какие-то попытки коррекции каримовского курса неизбежны. А в Узбекистане – это уже оттепель.