0
4168
Газета СНГ Интернет-версия

03.10.2016 20:22:00

Путин и Назарбаев решат проблемы в ручном режиме

Тэги: казахстан, россия, назарбаев, путин, дорожная карта, транспорт, еаэс


Нурсултан Назарбаев недоволен снижением объемов торговли с РФ . 	Фото Reuters
Нурсултан Назарбаев недоволен снижением объемов торговли с РФ . Фото Reuters

Сегодня в Астане президенты России и Казахстана Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев обсудят вопросы взаимодействия стран в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также примут участие в работе XIII форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана. В центре внимания – проекты транспортно-логистического комплекса двух стран общей стоимостью 25 млрд долл., через которые проходят магистральные пути Евразии, а также сокращение торговых барьеров между Россией и Казахстаном.

Несмотря на то что Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев встречаются часто, а это их шестая встреча в нынешнем году, вопросов, требующих решения, меньше не становится. Как сказал «НГ» генеральный директор информационно-аналитического Центра МГУ по изучению постсоветского пространства Сергей Рекеда, «на высший уровень вынесены одни из самых проблемных тем взаимодействия России и Казахстана в рамках ЕАЭС». «От казахстанских коллег довольно часто можно услышать критику в сторону России по поводу таможенных изъятий. В целом диалог по этой теме осложняется экономическими проблемами в наших странах», – отметил Рекеда.

Напомним, что, создавая ЕАЭС, Россия, Белоруссия и Казахстан декларировали, что долгосрочной целью интеграции является создание полноценного экономического союза, основанного на четырех свободах: обращения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Но вместо ожидаемого роста торгового оборота, напротив, отмечено его падение. Например, по итогам 2015 года торговый оборот между Казахстаном и Россией составил 14,6 млрд долл., снизившись по сравнению с 2014 годом на 28%, при этом экспорт из Казахстана сократился на 32% и составил 4,3 млрд долл. Эксперты обращают внимание, что тенденция к сокращению товарооборота сохраняется и в текущем году. Причины снижения эксперты называют как объективные – обвал цен на нефть и девальвация российского рубля, так и субъективные – введение ответных российских санкций против производителей США, ЕС и ряда других стран. А отсутствие аналогичных решений со стороны Белоруссии и Казахстана нарушает базовый принцип ЕАЭС, и торговая политика становится менее согласованной. 

Представители деловых кругов Казахстана говорят, что хотели бы выйти за рамки приграничного торгового сотрудничества, хотя именно оно образует серьезную составляющую ЕАЭС, и закрепиться в столичном регионе. Но эти планы реализуются со скрипом. Эксперты считают, что в процессе евразийской интеграции много политики и мало экономики.

Развитие транспортно-логистического потенциала, как отметил Сергей Рекеда, «сейчас один из экономических приоритетов для Астаны». «Однако здесь тоже существует ряд сложностей в согласовании позиций двух стран. Напомню, например, что не без проблем идет развитие Объединенной транспортно-логистической компании, в создании которой участвовали железнодорожные операторы Белоруссии, России и Казахстана. Конечно, не следует ожидать, что по итогам визита президента РФ все эти проблемы сразу будут решены. Но тот факт, что выбраны эти темы для переговоров президентов Путина и Назарбаева, дает надежду на то, что принципиальные решения, ориентиры для профильных ведомств все-таки будут намечены», – считает эксперт. По его мнению, от решения этих вопросов во многом зависит прогресс евразийской интеграции в целом.

Руководитель общественного фонда «Мир Евразии» Эдуард Полетаев полагает, что транспортно-логистическая тема важна не только для Казахстана, но и для России. Еще в начале в сентября в ходе переговоров в Сочи Назарбаев сообщил, что готовится очень много проектов общей стоимостью примерно 25 млрд долл. «Дело в том, что вопросы развития транспортно-логистического потенциала в интеграционной повестке 2016 года носят приоритетный характер. Это в том числе сопряжение проектов Евразийского экономического союза и экономического пояса Нового шелкового пути, имеющее хорошую перспективу. Скорее всего на форуме стороны обсудят международный мегапроект «Западная Европа – Западный Китай». Вопрос завершения строительства этой магистрали остается актуальным», – сказал «НГ» Полетаев.

Эксперт напомнил, что китайцы свой участок сдали в эксплуатацию в 2011 году. Казахстан планирует закончить строительство своего участка дороги в конце 2016 года. А Россия только в 2017 году планирует начать строительство дороги и завершить ее к 2020 году. По расчетам специалистов, после реализации проекта грузы из Китая в Западную Европу по магистрали будут доставляться за 10–11 дней. По словам Полетаева, проект создания международного автомобильного маршрута «Западная Европа – Западный Китай» – единственный, предусмотренный совместным сотрудничеством в сфере транспорта между Казахстаном и Россией на 2012–2017 годы. При этом транзитные мощности приграничья двух стран недостаточно загружены.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
166
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1196
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1661
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1219

Другие новости