Жан-Марк Эро и Франк-Вальтер Штайнмайер предложили руководству Украины выполнить Минские соглашения. Фото Rainer Jensen/DPA/ТАСС
Европейские посредники в урегулировании конфликта в Донбассе поставили украинскую власть перед фактом: нужно выполнять Минские соглашения в той последовательности, в которой изложены их пункты, а не так, как видится Киеву. Глава МИД Франции Жан-Марк Эро заявил на пресс-конференции вместе с немецким коллегой Франк-Вальтером Штайнмайером: «Условиями политического характера являются подготовка и принятие украинского законопроекта о местных выборах в Донбассе и предоставление особого статуса этому региону».
С начала года украинская сторона настаивала на том, что все политические пункты Минских соглашений будут выполнены только после установления в Донбассе режима безопасности.
Гарантом такого режима в Киеве видели полицейскую миссию ОБСЕ, которую украинская сторона просила разместить на всей территории Донбасса и на границе с Россией.
В ДНР и ЛНР предупредили, что расценят попытку ввода такой миссии как иностранную вооруженную интервенцию, ответ на которую будет соответствующим. В России предложили украинской стороне не редактировать мирные договоренности, а выполнять их в изложенной последовательности. То есть чередовать продвижение в вопросах безопасности с политическими решениями. Под последними подразумеваются обязательства Киева принять согласованный с ДНР и ЛНР закон о местных выборах в Донбассе, закон об особом порядке самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, а также закрепить этот порядок в новом разделе украинской Конституции о децентрализации власти. В России и республиках утверждают, что речь идет об особом статусе Донбасса. Хотя президент Петр Порошенко ранее заявлял, что определение «особый статус» нигде не упоминается и такое решение от Украины не требуется, но такой же оборот использовал в Киеве и французский министр.
Особый порядок местного самоуправления отличается от особого статуса тем, что в первом случае Киев получит полный контроль над всей территорией до границы с Россией, а местная власть Донбасса будет наделена расширенными полномочиями. Во втором случае ДНР и ЛНР наделяются статусом автономии, которая строит отношения с Киевом на договорных началах, а не на условиях подчиненности.
Исходя из такого видения, украинская сторона добивалась от Запада признания, что политическое урегулирование станет возможным только после демонтажа системы ДНР и ЛНР. В этом в среду убеждал немецкого и французского министров глава МИД Украины Павел Климкин: «Логика Минских договоренностей заключается в том, что Россия должна оставить Донбасс. Международное сообщество (сначала в виде миссии ОБСЕ) – получить контроль над Донбассом. А после проведения свободных и честных выборов мы должны возобновить там нормальную жизнь». Украинский министр отметил, что попытка предпринять шаги по политическому урегулированию до момента решения всех вопросов, связанных с безопасностью, приведет к тому, что в Донбассе сохранится нынешняя ситуация: «Это фактически протекторат российских военных, российских спецслужб».
Украинские эксперты отмечают, что европейские гости предпочли не углубляться в детали. В качестве успеха в сфере безопасности они представили запланированное на следующую неделю подписание соглашения о разведении войск в трех точках на линии разграничения. Этот документ обсуждается на переговорах в Минске с июня. На фоне боев в Донбассе он не выглядит убедительным доказательством скорого мирного разрешения конфликта. Тем более что Минские соглашения, на которые ссылаются все стороны, предполагали, что все войска с обеих сторон будут отведены в глубь территорий по всей линии противостояния еще в начале 2015 года. Документ предполагал создать зону безопасности шириной в десятки километров, но спустя полтора года проблемой остается даже точечный отвод войск.
Чтобы посмотреть, что на самом деле происходит в Донбассе, Штайнмайер и Эро в среду во второй половине дня отправились в Краматорск и в Славянск (в относительно безопасную зону, ближе к границе с Харьковской областью). Несколько десятков местных жителей встречали гостей пикетом: судя по плакатам, требовали не идти на уступки России, ликвидировать ДНР и ЛНР, обеспечить контроль ОБСЕ над украинско-российской границей в Донбассе. Французский и немецкий министры, по данным местной прессы, с участниками пикета не общались, они побывали на краматорской базе наблюдательной миссии ОБСЕ.
Поскольку гости обстрелов не видели и не слышали, то в целом остались довольны соблюдением режима прекращения огня. Напомним, накануне этой поездки главы ДНР и ЛНР объявили режим полной тишины с полуночи среды. Штайнмайер в Киеве сказал, что соблюдать в течение недели режим прекращения огня «пообещала Москва». Как выяснилось, он не оговорился. МИД РФ официально разъяснил: «По просьбе Берлина российское руководство обратилось к ДНР и ЛНР – обеспечить прекращение огня на линии соприкосновения в Донбассе».
Павел Климкин, сопровождавший гостей в Краматорск, назвал перемирие «комедийным». Он пояснил, что в Украине не верят в самостоятельность Донецка и Луганска, считая, что войну в Донбассе ведет российская сторона, которая только прикрывается республиками. Штайнмайер и Эро традиционно ушли от этой скользкой темы.
«Для западных лидеров замораживание конфликта через выборы в Донбассе является тем, что удовлетворяет их и их избирателей, но для Украины это недопустимо», – сказал изданию «Слово и дело» политолог Валерий Дымов.
Руководитель Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала пояснил «НГ», почему украинскую сторону не устраивает план, предложенный Штайнмайером и Эро: «Это может привести не только к политическому, но и к социальному кризису». Эксперт отметил, что в Верховной раде нет 300 голосов, необходимых для окончательного утверждения конституционного раздела о децентрализации, в котором всего лишь упоминается об особом порядке самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей.
Состав украинского парламента выглядит следующим образом: фракция «Блок Петра Порошенко» насчитывает 143 депутата, «Народный фронт» Арсения Яценюка – 80, «Оппозиционный блок» – 43, львовская «Самопомощь» – 26, Радикальная партия Олега Ляшко и «Батькивщина» Юлии Тимошенко – по 21 депутату, группа «Воля народа» – 19, группа «Возрождение» – 23, не входят в состав групп и фракций 46 депутатов.
Эксперты отмечают, что «Оппозиционный блок», «Возрождение» и «Воля народа» могут поддержать инициативы по политическому урегулированию в Донбассе без условия демонтажа системы ДНР и ЛНР. С учетом части голосов правящей коалиции (БПП и «Народный фронт») это позволит собрать 226 голосов, необходимых для утверждения любого закона. В том числе и закона о местных выборах в Донбассе.
Напомним, закон об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей был принят еще предыдущим составом Верховной рады осенью 2014 года. Новый состав парламента в марте 2015-го внес в него поправки, смысл которых сводился к тому, что расширенные полномочия местная власть Донбасса получит только после восстановления юрисдикции Украины и проведения местных выборов по украинскому законодательству, без учета мнения ДНР и ЛНР.
Лидером в лагере политических сил, которые выступают против каких-либо изменений в статусе Донбасса, является сейчас «Самопомощь». Представитель этой политической силы, зампредседателя Верховной рады Оксана Сыроид заявила: «Принятие изменений в Конституцию (с особым статусом Донбасса) и принятие закона о выборах на оккупированных территориях означает только одно: Украина признает, что это не Россия оккупировала ее территорию, а что это был наш внутренний конфликт и мы сами должны за это заплатить. Пора заявить как есть: там нет никаких отдельных районов Донецкой и Луганской областей, а есть оккупированная Россией территория Донбасса. Там нет никаких представителей сепаратистов – это просто оккупационная администрация, поставленная российской властью».
На этой неделе некоторые фракции Верховной рады собираются внести в повестку дня парламента законопроект о признании территории ДНР и ЛНР «временно оккупированной». Это прямо противоречит тому, что европейские посредники рекомендуют украинской власти.
Но даже если бы Верховная рада стала, согласно рекомендациям, рассматривать закон о выборах в Донбассе, это не устроило бы республики, поскольку украинские депутаты не согласовывают свои решения с Донецком и Луганском. «Приняв еще один закон, проблему Донбасса мы не разрешим. Но можем спровоцировать противостояние в парламенте. Можно не сомневаться, что политические лидеры, выступающие против российского сценария, выведут людей на улицы (согласно ряду соцопросов, как минимум половина украинского общества не поддерживает идеи особого статуса Донбасса, легализации ДНР и ЛНР, тотальной амнистии). Тогда политический кризис выльется и в противостояние в обществе», – пояснил Виталий Бала.
Киев