Таджикская армия готова защитить свою страну. Фото с сайта www.mil.ru
Таджикистан 9 сентября готовится торжественно отпраздновать 25-ю годовщину независимости республики. Силовые структуры республики переведены на усиленный режим несения службы – возник риск дестабилизации. Испортить праздник угрожает беглый полковник ОМОН Таджикистана, ныне главнокомандующий запрещенного в России «Исламского государства» (ИГ) Гулмурод Халимов. Эксперты считают, что угроза кроется в недовольстве граждан экономическим положением республики.
Таджикские силовики во избежание паники вчера опровергли факт поступления смс-угроз от бывшего командира ОМОН, а ныне военачальника ИГ Гулмурода Халимова. Сразу три ведомства – МВД, Погранслужба и Генпрокуратура заявили, что никаких сообщений никто из военнослужащих не получал. «Думаю, это всего лишь слухи, которые распространяются в канун 25-летия независимости Таджикистана с целью дестабилизации ситуации», – заявил в эфире Радио «Озоди» (Свобода) пресс-секретарь пограничных сил Государственного комитета национальной безопасности Таджикистана Мухаммаджон Улугходжаев. «Только теперь узнал об этом и думаю, что эта информация обязательно будет расследована», – сказал пресс-секретарь Генпрокуратуры Мухаммадризо Халифазода.
Между тем накануне агентство Reuters со ссылкой на свои источники сообщило, что таджикские спецслужбы начали расследование по факту рассылки смс-сообщений, полученных якобы от Халимова с обещанием «поздравить» таджикских военных с 25-й годовщиной независимости страны. «Правоохранительные органы принимают превентивные меры. Эта информация расследуется, и личный состав структур уполномочен в случае получения всякого рода сообщений с угрозами сообщить об этом руководству», – сообщил источник радио «Озоди» в структурах МВД.
Эксперт по странам Центральной Азии Александр Шустов отметил, что уровень потенциальной угрозы дестабилизации в Таджикистане довольно высок. Но прежде всего из-за тяжелейшего социально-экономического положения. «В стране безнадежная безработица. Таджикистан остается абсолютным лидером по денежным переводам от трудовых мигрантов, даже несмотря на то, что с началом кризиса в России они резко сократились. Так, в 2015 году объем денежных переводов в Таджикистан, по данным Центрального банка РФ, по сравнению с предыдущим годом снизился почти в 3 раза – с 3,8 млрд долл. до 1,3 млрд долл. В первом полугодии 2016 года переводы сократились еще на 22%. И компенсировать эти потери нечем и неоткуда», – сказал «НГ» Александр Шустов.
Понимая тяжесть ситуации, еще в августе президент Эмомали Рахмон поручил правительству найти новые страны, где могли бы работать таджикские мигранты, поскольку перезапустить национальную экономику Рахмон уже не сможет. Социальная и политическая напряженность, которая может повлечь за собой массовое возвращение трудовых мигрантов, и дальнейшее падение среднего уровня жизни вызывают серьезное беспокойство у таджикской власти.
По мнению экспертов, чиновники опасаются, что люди, лишившись средств к существованию, обвинят их в бездействии. Таджикский независимый эксперт Темур Варки напомнил, как республика получила независимость. Эмомали Рахмон и другие депутаты Верховного совета Таджикской ССР, в том числе нынешний спикер нижней палаты парламента Шукурджон Зухуров 19 августа 1991 года поддержали ГКЧП. Под давлением собравшегося перед зданием Верховного совета оппозиционного митинга тогда незарегистрированной Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), а также Демпартии и движений «Растохез» и «Лали Бадахшон» депутаты, в том числе Эмомали Рахмонов (тогда он еще не сменил фамилию), запретили Компартию и приняли декларацию о суверенитете Таджикистана. «Этим праздником власть и весь Таджикистан обязаны оппозиции и, в частности, ПИВТ, которую Рахмон недавно запретил, а 16 членов которой получили сроки вплоть до пожизненного заключения», – сказал Варки.
От независимости выиграли прежде всего вчерашние коммунисты, воспользовавшись плодами борьбы своих оппонентов. «Номенклатура поняла выгоды беспрепятственной приватизации государственного имущества, рейдерства и захвата частного бизнеса, превращения республики со всеми ее ресурсами, в том числе человеческими, в колонию и резервацию своей частной компании», – считает Темур Варки. По его словам, власть берет иностранные кредиты, которые будет выплачивать население, строит для населения платные дороги и освобождает частную компанию Innovative Road Solutions (IRS), владельцем которой предположительно является зять главы государства замминистра финансов Джамоллидин Нуралиев, от всех налогов. «Вчерашняя коммунистическая номенклатура в парламенте освобождает фирмы и компании семьи Рахмона от таможенных пошлин и налогов, от оплаты электричества, от аудита. Алюминиевый завод в Турсун-заде принадлежит частной компании, в которой заправляет родственник главы государства. Банки, обе авиакомпании, дороги, крупные продуктовые и вещевые рынки, строительные фирмы, фабрики и заводы, таможня, налоги, лучшие курортные места и зоны отдыха, общественный транспорт, производство стройматериалов, транспортные компании по поставкам энергоносителей и продовольствия, выработка и продажа, в том числе на экспорт, электроэнергии и многое другое, – все это частная собственность Рахмона и его близких и доверенных. Неудивительно, что Рахмон так полюбил независимость, подарок, который ему принесла на блюдечке оппозиция перед тем, как он ее загнал в тюрьмы и отправил в изгнание», – сказал Темур Варки.
По мнению российского эксперта Александра Шустова, с опасениями по поводу нарастания протестных настроений был связан и прошлогодний запрет ПИВТ, которая могла придать протесту легальные «исламские формы». От перехода кризиса в силовую фазу Таджикистан удерживает память о событиях 1992–1997 годов, но активная фаза боевых действий пришлась на начало 1990-х годов, и новое поколение их уже не помнит. В лице Халимова или, как его теперь называют, аль-Таджики, протестная часть таджикского общества может получить активного агрессивного лидера.