В Самарканде главы внешнеполитических ведомств США и стран Центральной Азии учредили формат «С5+1». Фото с сайта www.mfa.uz
Госсекретарь США Джон Керри и главы внешнеполитических ведомств Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана и Туркменистана сегодня в Вашингтоне в рамках формата «С5+1» обсудят предложенные США проекты для совместной реализации странами Центрально-Азиатского региона. Эксперты считают, что США пытаются уравновесить активность Китая в регионе и найти в нем надежных, многовекторно настроенных политиков.
Встреча в Вашингтоне станет продолжением нового диалога сотрудничества в рамках формата «С5+1», начало которому было положено в Самарканде в ноябре прошлого года во время исторического визита Джона Керри в страны Центральной Азии. Этот формат основан на ранее разработанной стратегии Вашингтона «Новый шелковый путь» и имеет те же задачи, что и китайская инициатива – «Экономический пояс нового шелкового пути», появившаяся в 2014 году. Суть американской стратегии, как сказал тогда Джон Керри, в том, чтобы помочь региону интегрироваться в мировую экономику через развитие инфраструктуры, повышение конкурентоспособности экономик, привлечение инвестиций и реализацию новых программ, в частности, по изменению климата и Smart Waters («Умная вода»).
Ожидается, что на нынешней встрече, как сообщил помощник госсекретаря США по вопросам Центральной Азии Даниэл Розенблюм, «министры иностранных дел стран Центральной Азии в случае достижения согласия объявят о начале реализации пяти совместных проектов». Он напомнил, что в Самарканде министры договорились сфокусироваться на трех определенных областях: «Первое – это экономика и то, как экономически можно соединить Центральную Азию с более обширным регионом и с США, второе – это окружающая среда и решение проблемы изменения климата, а третье – это безопасность с особым упором на угрозу терроризма и вопросы стабильности в Афганистане».
Эксперт по Центральной Азии, политолог Аркадий Дубнов считает, что ни один из проектов априори не может быть реализован совместно всеми странами региона, поскольку сама Центральная Азия как единое геополитическое, геоэкономическое целое после распада СССР не состоялась. «США пытаются реанимировать тело, давно утратившее признаки жизни. На мой взгляд, это делается только по причине того, что американцы – и это понятно и даже оправданно – не имеют ясной стратегии в отношении Средней Азии, в отличие от Китая и даже от России. Китайцы давно опробовали самый прагматичный стиль – экспансию в регион путем двусторонних договоренностей, на который не жалеют средств, что в известной степени развратило местные элиты», – сказал «НГ» Аркадий Дубнов.
Россию, по словам эксперта, как бывшую метрополию, также до сих пор неразрывно связывает с регионом множество витальных артерий, военно-политических и социально-экономических. Это, кстати, косвенно признал недавно и президент США Барак Обама, заявив, что Америка не видит в Средней Азии жизненно важный для себя регион. Однако, постепенно уходя из Афганистана, американцы не могут позволить себе роскошь полностью забыть о Центральной Азии, бывшей для них тыловой базой и политическим инструментарием во время военной операции «Несокрушимая свобода». «Отсюда и инициатива «5+1», подаваемая как забота о стабильности в регионе, что само по себе не вызывает сомнения. Главное, чтобы в сухом остатке этой инициативы не остались только совместные «танцевальные и культурные» воспоминания», – сказал Дубнов.
Директор Группы оценки рисков (Казахстан) Досым Сатпаев также считает, что «тема безопасности – ключевая для стран Средней Азии – не будет главной на переговорах». «Для США присутствие в нашем регионе вызвано желанием уравновесить активизацию Китая, который собой заполняет нишу главного игрока в экономической сфере и скорее всего в будущем в сфере обеспечения безопасности. Рано или поздно, Пекин к этому придет, поскольку, инвестируя в регион, ему придется свои вложения защищать. Возможно, даже в рамках тесного военного сотрудничества со странами Средней Азии. Этим объясняются попытки США активизироваться в регионе. Хотя иногда кажется, что их присутствие в Средней Азии идет на убыль», – сказал «НГ» Сатпаев. По его мнению, США в отличие от Китая ничего конкретного предложить странам Средней Азии не могут. Ни с точки зрения прямых инвестиций, за исключением тех, что делаются в казахстанский энергосектор, ни с точки зрения безопасности. Всем очевидно, что прямое присутствие американцев в регионе в военно-политической сфере будет сильно раздражать и Москву, и Пекин, что регион устраивать не может. США ставку сделают в итоге на многосторонних отношениях, пытаясь найти точки давления в каждой из стран и определяя приоритеты в отношениях с каждой из них.
Для Вашингтона каждая из стран Средней Азии имеет свою специфику. С экономической точки зрения ключевым партнером для США является Казахстан. Здесь сосредоточены интересы крупнейших нефтегазовых компаний США. В сфере региональной безопасности для Вашингтона приоритетен Узбекистан. С учетом афганского фактора и общей границы уделяется отдельное внимание Таджикистану и Туркменистану. Однако Вашингтон, говоря о том, что существует единый формат диалога со странами Средней Азии, как прагматичный игрок понимает, что регион не является единым целым. Усадив за общий стол министров иностранных дел стран Средней Азии, американцы знают, что между этими странами существуют серьезные трения. Поэтому говорить, что у Вашингтона выработана унифицированная стратегия по отношению к ним, вряд ли стоит. Формат «С5+1» больше похож на пиар-проект, на демонстрацию того, что США не утратили интерес к региону. «Многовекторная внешняя политика – это именно то, что сейчас ожидает Вашингтон от своих партнеров в Средней Азии. И эта приоритетная модель внешней политики для США очень важный момент, который они хотели бы реализовать», – сказал Досым Сатпаев.
После заседания, как сообщает пресс-служба Госдепа США, министрам будет предложена культурная программа, сообщает ТАСС. Первый заместитель госсекретаря США Энтони Блинкен проведет рабочий обед для глав МИДов пяти стран и руководителей наиболее крупных американских «мозговых трестов», в ходе которого они «поделятся соображениями о развитии Средней Азии в XXI веке». Затем гости примут участие в бизнес-форуме, организованном Торговой палатой США, после чего будет прием в честь 25-летия независимости республик Средней Азии.