Пограничные посты на границе Приднестровья с Молдавией стоят уже четверть века. Фото с сайта.www.vestipmr.info
Председатель Верховного совета Приднестровья Вадим Красносельский заявил «НГ», что непризнанная республика заранее отказывается от особого статуса, на принятии которого (в рамках Республики Молдова) настаивает действующий председатель ОБСЕ Франк-Вальтер Штайнмайер. Красносельский пояснил: статус Приднестровья определен на референдуме 2006 года – это независимость с последующим присоединением к России. Возвращаться в Молдавию регион не намерен. Тем более что Кишинев продолжает на него давить, введя помимо экспорта запрет на приднестровский импорт.
Молдавские депутаты между тем на будущей неделе намерены, по словам премьер-министра Павла Филипа, начать разработку специального статуса для восточного региона.
Филипп обещал Штайнмайеру сделать все быстро и качественно, забыв при этом, что в Молдове уже есть закон об особом статусе Приднестровья, принятый парламентом в 2005 году. Статус предполагает «широкие полномочия» для региона, которые не должны выходить за рамки уезда (Молдавия собирается отказаться от районов и перейти по примеру соседней Румынии к уездам). Ничего нет унизительнее для приднестровцев, в 2003 году с трудом согласившихся в ответ на просьбу Москвы войти в Молдову на правах федерации. Это был известный «план Козака», который в последний момент отказался подписать молдавский президент Владимир Воронин. После этого отношения Москвы и Кишинева испортились, а Приднестровье в 2006 году было взято в экономическую блокаду Украиной по просьбе молдавского руководства. Сегодня действующие молдавские власти заявляют о намерении восстановить отношения с Россией. На соответствующих переговорах сторон обсуждается и приднестровская тематика, но пока не известно, будет ли достигнут какой-либо компромисс. Россия по-прежнему обещает не бросать Приднестровье, но помочь ему может только финансово: Украина закрыла для России небо и землю, запретив российский транзит, в том числе военный, через свою территорию.
Понимая сложность ситуации, Штайнмайер, посетивший Кишинев и Тирасполь, отметил, что такие конфликты, как приднестровский, невозможно урегулировать «за ночь». Но при этом, уверен дипломат, важно обеспечить продвижение вперед, решая проблемы граждан и повышая уровень доверия между сторонами. Но дело в том, что доверия как раз и нет. Об этом рассказал «НГ» председатель Верховного совета Приднестровья Вадим Красносельский. Он отметил, что Украина по просьбе Кишинева начала бойкот приднестровского импорта. Под запретом оказались горюче-смазочные материалы, поступавшие в Приднестровье из Белоруссии. В разгар уборочной страды это может обернуться потерями урожая. О каком доверии можно говорить в такой ситуации? – задал вопрос Красносельский. Он подчеркнул, что ни о каком объединении с Молдавией речи идти не может, так как статус Приднестровья определили его жители, проголосовав в 2006 году на референдуме за независимость самопровозглашенной республики с последующим вхождением ее в Россию.
При этом Красносельский считает, что переговоры по урегулированию приднестровского конфликта в формате «5+2» (Молдавия, Приднестровье – стороны, РФ, Украина, ОБСЕ – посредники, ЕС и США – наблюдатели) необходимо продолжать. «На них решаются вопросы, касающиеся жизни населения, – взаимного признания дипломов вузов, приднестровских автономеров, налаживания телефонной связи между приднестровскими и молдавскими населенными пунктами (сегодня дозвониться из Кишинева в Тирасполь и наоборот можно через Канаду или другую страну. – «НГ»)», – поясняет Вадим Красносельский.
Молдавский премьер Павел Филипп говорил со Штайнмайером о том же. Он пообещал, что «упор будет делаться на вопросах экономики и проблемах, затрагивающих интересы жителей обоих берегов Днестра». Однако в Тирасполе в это не поверили.
Более того, на тираспольском военном полигоне прошли совместные контртеррористические тренировки спецподразделений силовых ведомств Приднестровья и Оперативной группы российских войск (ОГРВ). Как отметил по итогам мероприятия начальник ОГРВ полковник Дмитрий Зеленков, полученная в ходе учений практика будет учтена в последующем, а все усилия направлены на совместную слаженную работу.
Значимость проведения таких мероприятий для непризнанной республики отметил и премьер Приднестровья Павел Прокудин: «Мы видим, что происходит в мире, у наших рубежей бряцают оружием некоторые «буйные головы», поэтому такие учения своевременны и важны для поддержания духа в войсках».
Молдавский политолог, программный директор Института публичных политик Оазу Нантой считает главной причиной неурегулированности приднестровского конфликта коррумпированность чиновников на обоих берегах Днестра. Комментируя итоги визита в Молдову действующего председателя ОБСЕ Франка-Вальтера Штайнмайера, он отметил, что «степень заинтересованности в этой поездке четко продемонстрировал тот факт, что немецкого дипломата не принял тираспольский лидер Евгений Шевчук». «Этот визит не привел ни к чему, несмотря на острое желание Берлина сдвинуть ситуацию в лучшую сторону», – считает Нантой.
«По моему глубокому убеждению, формат «5+2» не способен решить ни одну проблему приднестровского урегулирования. Приднестровский конфликт не является внутренним – между жителями двух берегов Днестра. Между ними нет антагонизма. Это конфликт между Молдовой и Россией», – уверен эксперт.
Напомним, переговоры в формате «5+2» по приднестровскому урегулированию возобновились в начале июня с.г. после двухлетнего перерыва.
В то же время политический аналитик Джеймстаунского фонда Владимир Сокор обращает внимание на опасность «специального статуса», о котором идет речь.
«Предоставление специального статуса Приднестровью может повлечь цепную реакцию на территории Республики Молдова. Руководство Гагаузской автономии неоднократно публично заявляло о том, что в случае предоставления Приднестровью особого статуса и Комрат (столица Гагаузии. – «НГ») затребует аналогичный статус. Год назад парламентское большинство Республики Молдова проголосовало в первом чтении за проект закона о предоставлении особого статуса Тараклии (место компактного проживания болгар. – «НГ»). Можем столкнуться с аналогичными требованиями со стороны Бельц (город на севере Молдавии. – «НГ»)», – обратил внимание на тенденцию эксперт.
Желание Приднестровья отделиться от Молдавии, по мнению Сокора, является прямым следствием влияния Российской Федерации в регионе.
«Возможно, часть руководства Тирасполя действительно хочет окончательного отделения от Республики Молдова. Но политика России ориентирована не на это. Политика РФ в Приднестровье, равно как и в Донбассе, заключается в том, чтобы регион, контролируемый русскими, возвратить в рамки Республики Молдова и Украины. Потому что таким образом Россия получит дополнительное влияние в молдавской и украинской политической и институциональной системах соответственно», – сделал вывод Владимир Сокор.