В ближайшее время будет проложен новый железнодорожный маршрут из России в Индию через Азербайджан. Об этом журналистам сообщил председатель Закрытого акционерного общества «Азербайджанские железные дороги» (АЗЖ) Джавид Гурбанов. По его словам, в рамках проекта «Север–Юг» грузовые поезда будут курсировать из Санкт-Петербурга и Хельсинки в Индию.
Встреча в Азербайджане первого поезда, следующего по этому пути, состоится в ближайшие недели, сказал председатель АЗЖ.
Из слов Гурбанова стал известен и маршрут первого поезда. Из индийского города Мумбаи он паромом отправится в иранский Бендер-Аббас, оттуда по железной дороге доедет до иранского города Решт. Из-за отсутствия участка железной дороги до северной границы Ирана груз автотранспортом доставят в азербайджанский приграничный город Астару, где его вновь по железной дороге отправят в Москву. Таким образом, впервые будет апробирован маршрут, фактически составляющий основу проекта «Север–Юг».
Тем временем азербайджанские железнодорожники спешно проводят работы по строительству своего участка дороги, а именно чуть более 8-километровой линии от города Астара до иранской границы.
Как заявил на днях пресс-секретарь ЗАО «Азербайджанские железные дороги» Надир Азмамедов, на сегодняшний день завершены земляные работы на 7-километровом отрезке участка дороги. Наряду с этим «сформированы свайные фундаменты глубиной 32 м для 24 опор, построены опоры двух пролетов железнодорожного моста над рекой Астара».
«На территорию со сложным рельефом привлечено около 100 единиц техники. До сегодняшнего дня уложено 280 тыс. куб. м песка и гравия. Здесь строится 14 водоотводов для сточных вод, 7 из которых уже готовы. В то же время проводится работа по переносу линий электропередачи и газовых линий, проложенных по данной территории. Эти работы завершатся в ближайшее время. В целом на территории имеется 315 объектов, из них 10 – жилые дома. Завершен перенос 60 объектов, в том числе 3 домов», – сообщил агентству Report руководитель пресс-службы ЗАО.
Интенсивность проводимых работ на этом участке объясняется тем, что задачу по строительству моста и прокладке до конца текущего года железной дороги до иранской границы перед азербайджанскими строителями поставил президент Ильхам Алиев. Именно к этому времени главы Азербайджана и Ирана договорились объединить железные дороги двух стран. Завершение этого процесса возвестит о вводе в эксплуатацию первой очереди проекта «Север–Юг».
Напомним, что 12 сентября 2000 года в Санкт-Петербурге Россия, Иран и Индия заключили соглашение о международном транспортном коридоре «Север–Юг». Соглашение вступило в силу 21 мая 2002 года. Азербайджан присоединился к соглашению в сентябре 2005 года.
Реализация проекта строительства железнодорожной линии в рамках проекта «Север–Юг» сулит большую экономическую выгоду в сравнении с другими альтернативными международными транспортными маршрутами. Этот проект создаст условия для более эффективного осуществления грузоперевозок от Персидского залива до Европы с точки зрения сроков доставки грузов, что, безусловно, выгодно и с финансовой точки зрения.
Такого же мнения придерживаются и местные эксперты, утверждающие, что транспортный коридор «Север–Юг» открывает большие возможности для всех его участников – как для стран-отправителей и получателей грузов, так и транзитеров. Ведь «Север–Юг» – мультимодальный маршрут транспортировки пассажиров и грузов от Петербурга до индийского порта Мумбаи.
По предварительным оценкам, пропускная способность железной дороги на первом этапе составит 1,4 млн пассажиров и от 5 до 7 млн т грузов в год, а в дальнейшем – 15–20 млн т. На всем протяжении железной дороги будут построены 22 туннеля и 15 мостов.
Баку