Фото Reuters
В Москве встретились главы правительств Белоруссии и России Андрей Кобяков и Дмитрий Медведев. Экономические разногласия, которые фиксируют эксперты, снова не стали предметом публичной дискуссии.
Белорусские официальные источники встречу не анонсировали. Журналисты узнали о ней от пресс-службы российского правительства. «В ходе переговоров… будут затронуты актуальные вопросы российско-белорусского торгово-экономического сотрудничества и взаимодействия в рамках Евразийского экономического союза», – говорилось в сообщении.
Белорусско-российские отношения в последнее время не сопровождаются громкими скандалами. Проблемы есть, но власти стран-союзниц пытаются решать их кулуарно. Отсутствие официальной информации оставляет простор для предположений наблюдателей.
Самый нашумевший спор – цена на газ и расчеты за него. СМИ уже не первый месяц повторяют несколько скудных фраз, которыми обмолвились чиновники, затрагивая газовую тему. Например, о том, что Белоруссия должна «Газпрому» 200 млн долл. за поставленный газ, говорил еще в мае заместитель председателя правления холдинга Александр Медведев. Затем в середине июня наличие проблемы подтвердил российский вице-премьер Аркадий Дворкович. «Белорусские друзья нам, к сожалению, не доплачивают за газ», – сокрушался он в кулуарах Санкт-Петербургского международного экономического форума около месяца назад. Тогда же с его подачи СМИ стали писать о том, что сокращение поставок нефти на белорусские НПЗ – это наказание за неоплаченный газ.
В то же время белорусские чиновники утверждают, что рассчитываются сполна. «Если бы не платили, вообще был бы шум, а так мы все аккуратно выполняем при всех наших сложностях», – сказал две недели назад, выступая в парламенте перед депутатами, вице-премьер Владимир Семашко. В конце июня глава «Газпрома» Алексей Миллер уточнял, что долг есть, но он не перед российской компанией, а перед ее белорусской дочкой. «У Беларуси перед «Газпромом» нет задолженности за поставки газа. Наша 100-процентная дочка в Беларуси в 100-процентном объеме оплачивает поставки газа», – пояснял он. По словам Миллера, «дебиторская задолженность в объеме 47,9 млн долл. между дочерним предприятием в Беларуси и белорусскими покупателями». «Это спор двух белорусских хозяйствующих субъектов, который на данный момент находится в суде», – пояснил он. Более того, по словам Миллера, никаких переговоров о стоимости газа в данный момент стороны не ведут.
Такая неопределенность претензий породила политический подтекст. Аналитики, вспоминая конфликты предыдущих периодов, заговорили о том, что все претензии Москвы – это желание наказать официальный Минск за сближение с Западом. Особенно активно стал эксплуатироваться этот тезис в конце прошлой недели – начале нынешней, когда представители белорусских властей несколько раз подчеркнули, что не видят в НАТО угрозы для Белоруссии. «Мы не рассматриваем это (размещение объектов НАТО в Польше и Балтии. – «НГ») как прямую угрозу нашей безопасности», – заявил, в частности, глава МИД Белоруссии Владимир Макей. Двойственную позицию Минска, балансирующего между Востоком и Западом, по мнению экспертов, хорошо иллюстрирует недавний отказ белорусской делегации от голосования по крымской резолюции Парламентской ассамблеи ОБСЕ. «Умыли руки, чтобы не раздражать восточного союзника. Хотя в Москве, безусловно, предпочли бы, чтобы Беларусь проголосовала против, как это сделала Армения», – пишет по этому поводу политический обозреватель Александр Класковский.
Так же кулуарно протекает конфликт в сфере поставок продовольствия. Периодически Россия тормозит поставки, мотивируя нарушениями в области качества. На прошлой неделе в опалу попал десяток ведущих белорусских компаний – переработчиков молока. Их представители вместе с чиновниками Министерства сельского хозяйства в конце прошлой недели встречались в Москве с российскими коллегами. «Наша продукция – высочайшего качества. Я за это ручаюсь. И мы этим качеством дорожим и имиджем дорожим. Любая претензия к нашей продукции – и мы сами приостанавливаем экспорт и производство и пытаемся разобраться. Если мы реально находим, что что-то не так у производителя, это производство приостанавливается. Если нет – мы пишем аргументированный ответ», – пояснял журналистам по итогам совещания директор департамента ветеринарного и продовольственного надзора Александр Субботин. Тот факт, что не все претензии Россельхознадзора при проверке подтверждаются, тоже работает на версию политического давления.
На горизонте белорусско-российских отношений замаячил перспективный проект. Белорусский бизнесмен Дмитрий Лобяк купил у российского миллиардера Михаила Прохорова 20% акций российского «Уралкалия». О возможности восстановления отношений этой российской компании с «Беларуськалием» говорил недавно президент Лукашенко. Новый владелец уже успел заявить журналистам, что не исключает такого развития событий. Это стало бы светлым пятном на фоне проблемных отношений союзников, у которых в последнее время взаимопонимание присутствует только на уровне заявлений, но никак не отдельных проектов.
Минск