Сергей Лавров напомнил, что Минские соглашения не предусматривают размещение международных сил безопасности по всему Донбассу. Фото Reuters
Украина собирается обратиться к конгрессу США с просьбой усилить нажим на Россию, чтобы Киев поскорее вернул контроль над территориями, которые именуются оккупированными. В то же время ЛНР готовит обращение в Совбез ООН, а в ДНР начался сбор подписей жителей под обращением к различным международным организациям. Республики требуют «остановить геноцид народов Донбасса со стороны украинской власти и прекратить карательную операцию, именуемую АТО».
Содержание этих обращений демонстрирует отсутствие компромисса между сторонами и объясняет провал очередного раунда Минских переговоров.
Напомним, в конце мая после возвращения на родину украинской летчицы, осужденной, а затем помилованной в РФ, Надежды Савченко некоторые украинские и европейские политики надеялись на подвижки в работе контактной группы по урегулированию. Члены украинской делегации сообщили, что в начале июня может быть решен вопрос об обмене лиц, которые считаются пленными и заложниками, по принципу «всех на всех».
В Киеве неделю назад неофициально говорили о том, что возвращение десятков, если не сотен пленных домой изменило бы настроение в обществе. Это позволило бы Верховной раде, не опасаясь народного возмущения, рассмотреть как минимум закон об особенностях местных выборов в Донбассе. Как максимум – могла идти речь о завершающем этапе конституционной реформы, предполагающей децентрализацию власти и открывающей путь к предоставлению Донбассу особых полномочий.
Некоторые украинские политики напоминали, что замгоссекретаря США Виктория Нуланд, посетившая Киев в конце апреля, якобы выставила жесткие временные рамки. По их словам, до середины июня требовалось принять хотя бы закон о выборах в Донбассе, чтобы к концу лета сделать рывок в вопросе обеспечения безопасности, а до конца года – провести выборы и сформировать новую власть, с которой украинская команда сможет обсудить дальнейшее урегулирование, включая конституционную реформу. Сама Нуланд в ходе пресс-конференции заявила, что никакие ультиматумы относительно сроков не выдвигались и что США не вмешивались в вопрос о дате выборов в Донбассе.
В каком бы контексте ни обсуждалась тема выборов, однако ключевыми условиями их проведения было названо прекращение огня и обмен пленными. При этом Украина потребовала направить в Донбасс вооруженную полицейскую миссию ОБСЕ для обеспечения режима безопасности. В ДНР и ЛНР категорически отказались принять такую миссию, предупредив, что республики расценят попытку ее ввода на свою территорию как интервенцию, которой будут противостоять с оружием в руках. Донецк и Луганск выдвинули свои условия: полную амнистию защитников республик, предваряющую обмен пленными, а также согласование с ДНР и ЛНР текста законопроекта о выборах, который предстоит принять Верховной раде Украины.
Все противоречия снова проявились на этой неделе на переговорах в Минске. Ожидавшийся прорыв в обмене пленными не состоялся. Украинская делегация отказалась связывать его с вопросом тотальной амнистии, а представитель РФ Борис Грызлов признал, что без амнистии невозможно продвигать дальше ни вопрос обмена пленными, ни вопрос выборов в Донбассе. Представитель ОБСЕ Мартин Сайдик, общаясь с журналистами после переговоров, признал, что обмен обсуждался, но решения нет.
Украинская делегация обратила внимание группы в Минске на обострение ситуации в Донбассе в последние дни. За май было зафиксировано наибольшее число погибших украинских военнослужащих с начала года – 26 человек. Пресс-секретарь представителя Украины на Минских переговорах Леонида Кучмы Дарка Олифер сообщила в соцсети: «Трехсторонняя контактная группа отметила рост количества обстрелов позиций украинских военных, в том числе из орудий калибром более 100 мм – минометов, ствольной артиллерии, ракетных систем залпового огня «Град»… Пока не будет устойчивого режима прекращения огня, невозможно говорить о существенном прогрессе в решении гуманитарных, политических и экономических вопросов».
О том же 1–2 июня говорил в Германии глава МИД Украины Павел Климкин. Он встретился с немецким руководством, чтобы обсудить ситуацию: по словам украинского министра, нет ни прогресса на Минских переговорах, ни подвижек в вопросе направления в Донбасс полицейской миссии ОБСЕ. Требование Украины о том, чтобы новая миссия ОБСЕ взяла под контроль не только линию разграничения, но и участок украинско-российской границы, «к сожалению, было отброшено», признал Климкин.
Глава МИД РФ Сергей Лавров дал развернутые ответы на все перечисленные вопросы в ходе чата с российскими читателями. Он отметил, что украинская власть говорит одно внутри своей страны, другое – в беседах с западными лидерами. «Вот сейчас вдруг тема безопасности стала самой главной для президента Порошенко. Причем не просто прекращение огня, а обеспечение безопасности какими-то международными силами на всей территории Донбасса. Это не предусмотрено Минскими соглашениями, на это Донбасс никогда не пойдет. А с Донбассом в соответствии с Минскими договоренностями необходимо согласовывать все без исключения шаги по урегулированию», – сказал он.
Депутаты Верховной рады решили нажать на Россию через международные организации. Фото Reuters |
Лавров отметил, что условием начала диалога должна стать амнистия. Он допустил участие ОБСЕ в обеспечении безопасности в регионе и на линии разграничения, но не вдоль украинско-российской границы, как того требует Киев. «Мы твердо поддерживаем реальное повышение роли и ответственности этой миссии ОБСЕ, расширение количества наблюдателей, чтобы они настояли на разводе сил на безопасное расстояние… и чтобы они контролировали склады с обеих сторон, куда отводятся тяжелые вооружения. Но самое главное – можно прятаться сколько угодно за тем, что вот безопасность не обеспечена. А украинцы говорят, что политические реформы начнутся, только когда безопасность будет на 100% в течение нескольких недель или месяцев. Это нереально, этого не будет никогда, такого не бывает ни в одном конфликте, пока не урегулированы политические аспекты кризиса. А по политическим аспектам все мячи на стороне Киева. Это касается и прежде всего статуса Донбасса, который согласован в Минских договоренностях и должен был облечен в закон об особом статусе и закреплен на постоянной основе в Конституции Украины», – сказал Лавров, отметив, что все эти вопросы, как и условия выборов, украинская власть, подписав Минские соглашения, обязалась согласовать с ДНР и ЛНР.
Украинские источники утверждают, что конфликтная ситуация сейчас только проявилась, но складывалась и нарастала полтора последних месяца. В Киеве ведут отсчет от апрельской «прямой линии» президента РФ, в ходе Владимир Путин сказал: «Мы недавно разговаривали с Порошенко, и он предложил усилить присутствие ОБСЕ в Донбассе, в том числе с оружием. Это правильное начинание, мы его поддерживаем, теперь нужно, чтобы ОБСЕ приняла соответствующее решение».
Затем начались споры, связанные с составом и мандатом вооруженной полицейской миссии в Донбассе. Европейские лидеры без энтузиазма отнеслись к идее отправки своих военнослужащих, а украинская сторона не готова была обсуждать вопрос о формировании миссии только из миротворцев СНГ. В противоречия вылилось и намерение украинской власти расположить миссию не только на линии разграничения, но и вдоль границы с РФ.
В конце концов споры привели к исходной точке: российская сторона отметила, что речь идет не о новой полицейской миссии, а о расширении состава и полномочий уже работающей в Донбассе мониторинговой миссии. По итогам состоявшихся в конце мая телефонных переговоров лидеров «нормандской четверки» пресс-служба Кремля указала: «Отмечена важность строгого соблюдения режима перемирия, повышения эффективности деятельности в зоне конфликта Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ путем придания ей дополнительных полномочий».
И хотя в Киеве утверждают, что Россия согласилась именно на полицейскую миссию, в Москве такие договоренности опровергают. Замглавы МИД РФ Григорий Карасин на днях заявил, что Россия «такого согласия не давала», а «многословие киевских стратегов лишь мешает делу».
На фоне обострившейся ситуации в Донбассе политические споры могут завершиться новой фазой войны. Главы ДНР и ЛНР решили обратиться к мировому сообществу, чтобы таким образом оказать влияние на украинскую власть. Руководитель ЛНР Игорь Плотницкий недавно заявил работающим в Луганске информагентствам: «Мы переходим в наступление. Сначала – на дипломатическом фронте. Учитывая юридическую безупречность нашей позиции, мы обратимся в высший международный орган – Совет Безопасности ООН – с требованием обязать Порошенко выполнить взятые в Минске обязательства».
Затем пресс-служба главы ДНР Александра Захарченко обнародовала официальное сообщение о том, что в ДНР начинается сбор подписей граждан под обращением к международным организациям. В документе сказано, что украинская сторона не выполняет Минские соглашения, и содержится призыв «остановить геноцид народов Донбасса со стороны украинской власти и прекратить карательную операцию, именуемую АТО».
В Верховной раде зарегистрирован проект постановления об обращении к американскому конгрессу. Смысл в том, что в конце апреля палата представителей конгресса США приступила к рассмотрению законопроекта под названием «Акт стабильности и демократии в Украине» (Stability and Democracy for Ukraine Act / STAND for Ukraine Act). Украинские депутаты собираются призвать американскую власть поддержать этот документ, направленный на помощь Украине в восстановлении суверенитета и территориальной целостности. Верховная рада считает необходимым «добиться от Российской Федерации выполнения Минских соглашений, чтобы де-юре и де-факто восстановить контроль Украины над оккупированными частями Донецкой и Луганской областей».
В пояснении на сайте Верховной рады сказано, что американский законопроект в случае его принятия «станет переломным в позиции США по отношению к войне между Россией и Украиной, потому что он исключит любую возможность сепаратного сговора за счет национальных интересов Украины».
Предполагается, что все обращения будут направлены адресатам в ближайшее время, до запланированного на 15 июня следующего раунда Минских переговоров. Но эксперты в Киеве сомневаются, что Запад отреагирует оперативно. Учитывая приближение выборов в США, Германии и Франции, партнеры Украины наметили на ближайшее время заморозить конфликт путем проведения местных выборов. Эксперты Киевского центра политических исследований и конфликтологии, анализируя ситуацию и последние заявления западных политиков, пришли к выводу, что украинское руководство «постепенно готовят к фактическому отказу от претензий на восстановление территориального суверенитета». Исходя из этого, эксперты центра считают вероятными два сценария. Первый – замораживание конфликта «в случае проведения выборов и легитимизации нынешнего руководства ДНР и ЛНР», второй – «продолжения нынешнего состояния конфликта при фактической дискредитации Минского процесса и высокой вероятности усиления интенсивности боевых столкновений».
Киев