Фото пресс-службы Евразийского экономического союза
Сегодня в Астане состоится заседание Высшего Евразийского экономического совета, в ходе которого президенты России, Казахстана, Белоруссии, Армении и Киргизии подведут промежуточный итог деятельности Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Между тем эксперты говорят о том, что союз не получился таким удачным, каким его замышляли, а надежды простых граждан на свободное передвижение не оправдались.
В рамках заседания главы государств обсудят перспективы торгового сотрудничества со странами, не являющимися членами ЕАЭС. Инициатором расширения такого сотрудничества, прежде всего с Китаем, выступил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. На саммите будет принята Концепция развития и сопряжения ЕАЭС и китайской программы «Один пояс – один путь». Об этом на днях сообщил премьер-министр Казахстана Карим Масимов. По его словам, концепция и подходы были одобрены на заседании глав правительств стран ЕАЭС.
«Инициатива Казахстана объявить 2016 год «годом углубления экономических отношений ЕАЭС с третьими странами и ключевыми интеграционными объединениями» деактуализирует многие из алармистских оценок, существовавших в период подписания базовых документов ЕАЭС. Тогда была и эйфория на грани «головокружения от успехов», были страхи по поводу якобы реинкарнации СССР и утраты суверенитетов. Истина оказалась значительно сложнее. Создание ЕАЭС до сих пор остается в большей степени заявкой на право участия трех стран в грядущей глобальной конкуренции на правах единого самостоятельного игрока с собственными консолидированными интересами. Заявкой на трудную и сложную работу, которую еще только предстоит выполнить, притом что параллельно можно наблюдать уже и процесс роста разочарований», – сказал «НГ» эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев. По словам эксперта, главное состоит, вероятно, в том, что достигнутое в ЕАЭС в ничтожно малой степени коснулось жизни простых граждан. Например, в сфере свободы передвижения граждан. Постановлением правительства Казахстана с 7 апреля 2016 года вдвое уменьшен срок безвыездного пребывания на территории республики для всех иностранных граждан, к которым отнесены и все без исключения граждане стран – участниц ЕАЭС – 90 дней вместо ранее допустимых 180. Отмена необходимости оформлять разрешение на работу для граждан Киргизии в России «компенсировалась» резким повышением стоимости патентов на осуществление индивидуальной трудовой деятельности. До сих пор не решены вопросы взаимного признания документов об образовании. Кстати, для граждан Киргизии в Казахстане срок пребывания без регистрации вообще ограничен пятью днями, и сейчас в Бишкеке рассматривается вопрос о принятии адекватного положения для казахстанцев. Отрицательны и все основные экономические показатели.
Тренд на разочарование наметился практически в каждой из стран ЕАЭС, хотя вслух об этом чиновники не говорят. Минувший год для ЕАЭС оказался непростым: рецессия мировой экономики, падение цен на нефть, девальвация национальных валют в России, Казахстане и Белоруссии, а также антироссийские экономические санкции. Как результат, снижение взаимной торговли между странами ЕАЭС. «С точки зрения руководства Казахстана, Россия слишком увлеклась геополитическими играми и не хочет заниматься экономическим развитием, что изначально Казахстан рассматривал как задачу номер один», – сказал «НГ» директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев. Он отметил, что «Россия часто ставила своих партнеров по интеграционному проекту перед фактом уже принятых решений, последствия которых, прямо или косвенно, задевали экономические и политические интересы не только Казахстана, но и Белоруссии». В частности, конфликт РФ с Турцией стал «последней каплей у Ак Орды (резиденция президента. – «НГ»)». «В Астане посчитали, что на данный момент ЕАЭС представляет малоподвижную и не очень перспективную структуру. Хотя на дипломатическом уровне все заявляют о том, что Казахстан является сторонником интеграции и намерен продолжать поддерживать этот проект», – сказал Сатпаев, отметив, что в будущем не стоит ожидать от Казахстана активности. Тем более что внутри ЕАЭС новые трения и конфликты: между Казахстаном и Киргизией, Белоруссией и Россией. Дипломатический скандал разразился между Казахстаном и Арменией, вызванный событиями в Нагорном Карабахе. «Этот клубок проблем уже надоел Астане, и она делает акцент на сотрудничество с Китаем. Казахстан официально заявил о необходимости объединения национального проекта «Нурлы Жол» с «Экономическим поясом Шелкового пути», который по наивности многие российские аналитики и политики считают партнером ЕАЭС. Но это чисто китайский проект с китайскими же интересами. Учрежденный, например, в ноябре 2015 года Турцией и Китаем совместно с Казахстаном, Азербайджаном и Грузией консорциум по транспортировке грузов из Китая в Европу в обход России китайской стороной также подавался как альтернативный транспортный маршрут в рамках проекта «Экономический пояс Шелковый путь». Как говорится, ничего личного – просто бизнес», – сказал Сатпаев. По словам эксперта, именно Казахстан был одним из активных лоббистов подключения Китая к ЕАЭС.
Россия предлагает пойти дальше и расширить список партнеров странами АСЕАН. Об этом на заседании межправсовета ЕАЭС в Ереване сообщил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. «Все руководители правительств, с которыми я встречался по линии АСЕАН, высказали пожелание выстроить самостоятельные, отдельные отношения с ЕАЭС. Я думаю, нам не стоит упускать такую возможность на азиатском направлении», – сказал он.
«Евразийский союз сегодня малофункционален. Из четырех свобод, предписанных реализацией союза, – свободного перемещения товаров, услуг, рабочей силы и капитала, можно считать более-менее реализованной свободу перемещения рабочей силы. В первую очередь это почувствовали трудовые мигранты из Киргизии, которым после присоединения Бишкека к ЕАЭС не нужно в России получать регистрацию и патенты на работу. Все остальные свободы фактически оказались заложниками политических решений, принимаемых Москвой без согласования или даже уведомления своих союзников», – сказал «НГ» политолог Аркадий Дубнов. По его словам, Россия как партнер евразийских союзников в наименьшей степени почувствовала ущерб от ограничения этих свобод, поскольку доля Казахстана, Армении, Белоруссии и Киргизии составляет лишь несколько процентов в общем объеме внешней торговли России. И напротив, доля России весьма значительна во внешней торговле этих стран. Поэтому неудивительно, что большинство скептиков находится именно в странах – союзниках России. По его мнению, рассчитывать, что ЕАЭС неминуемо распадется, было бы наивно. Этого не могут позволить себе отцы-основатели союза Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев. Иначе им придется взять на себя ответственность за то, что именно они допустили еще одну «геополитическую катастрофу века», пусть и не такую «величайшую», как назвал когда-то Путин развал СССР…