Министр иностранных дел Киргизии Эрлан Абдылдаев сообщил населению, что «китайцы скоро будут здесь». Фото с сайта www.mfa.gov.kg
Китай может перенести часть своих предприятий в Киргизию. Новость об этом озвучил министр иностранных дел Эрлан Абдылдаев. Глава МИДа сообщил, что официальный Бишкек сам предложил КНР «перевести из Китая избыточные предприятия». Однако в парламенте эту новость приняли неоднозначно: реализация новых проектов может негативно сказаться на экологии страны и оставить без работы местных рабочих.
Конкретики – сроков, наименований предприятий и условий их размещения в Киргизии пока нет. Речь идет лишь о том, что Китаю предложено 40 проектов, часть из которых может быть воплощена в жизнь. Под размещение китайских объектов предлагаются площадки, занятые простаивающими (де-факто полностью разрушенными) киргизскими заводами по всей территории страны.
Новость пока что выглядит как декларация о намерениях и особого резонанса в обществе не вызвала. В то же время тема китайской экономической экспансии может стать одной из наиболее популярных в местной политической борьбе. Пока что депутаты лениво интересуются подробностями – ближе к выборам часть парламентариев наверняка оседлает тему ура-патриотизма и начнет публично критиковать приглашение Поднебесной. Если тему не подхватят они – противостоять китайским проектам возьмутся местные оппозиционеры. Призывы типа «Защитим страну, не дадим разграбить родину!» могут быть весьма полезны для набора политического веса. Соседний Казахстан – тому пример.
Киргизские чиновники выступают за перенос китайских предприятий. Замминистра экономики и промышленности республики Алмаз Сазбаков заявил, что «перенос китайского избыточного предприятия несет массу плюсов для республики». Среди плюсов названы новые рабочие места, налоги в казну, приток валюты в страну, новые технологии.
Последнее несколько сомнительно. Цель Китая – вывести за пределы страны вредные для экологии, не слишком эффективные и не генерирующие значительной добавочной стоимости предприятия. Высвободившиеся рабочие руки планируется занять в высокотехнологичном производстве.
Сама среднеазиатская республика провести реиндустриализацию не в состоянии. Сейчас именно Китай является единственным партнером Киргизии, последовательно реализующим инфраструктурные проекты в стране. Крупные российские проекты заморожены или отменены, масштабы остальных ощутимо меньше китайских.
Осложнить затею с переносом китайских заводов и фабрик в Киргизию могут несколько обстоятельств. Во-первых, для работы предприятий требуется электроэнергия. Много электроэнергии, которой и так не хватает Киргизии. На чем будут работать заводы – непонятно. Во-вторых, негативную роль могут сыграть экологические проблемы. Китайские предприятия сложно назвать отвечающими всем современным стандартам, и потому инициаторы могут напороться на агрессивные протесты местного населения. В-третьих, в стране не хватает профессиональных и мотивированных местных кадров. Доставка же китайских граждан для работы в Киргизию может вызвать заметные протесты в обществе, недовольном тем, что «пришлые отнимают у местных рабочие места».
Как может сложиться судьба идеи «переноса», демонстрирует опыт уже действующих в стране китайских проектов.
Притчей во языцех стал нефтеперерабатывающий завод «Джунда». Построенный неподалеку от Бишкека китайскими бизнесменами НПЗ уже несколько лет не может выйти на полную мощность. Отсутствует сырье. Киргизские чиновники обещали, но не смогли договориться с Казахстаном или Россией о поставке сырой нефти без пошлин для переработки на НПЗ, принадлежащем китайцам. В результате руководство завода сетует на низкую эффективность производства, а окрестные жители – на ощутимо ухудшившуюся экологическую обстановку. По мнению кыргызстанцев, НПЗ «воздух не озонирует».
На неопределенный срок откладывается строительство газопровода, по которому из Туркменистана в Китай должно было пойти голубое топливо. Предполагалось, что сооружение ветки начнется в марте этого года. Причина задержки не называется.
Идея переноса производственных мощностей весьма противоречива. С одной стороны, она может дать толчок киргизской экономике, с другой – сложна в реализации и грозит дестабилизацией внутренней обстановки. Как Пекин и Бишкек будут решать проблемы, станет ясно позже. Но, определенно, делать это надо аккуратно.
Бишкек