На митинг «Народного парламента» люди не пришли. Кадр из видео с сайта www.azzatyk.org
В Киргизии продолжаются аресты представителей оппозиции, несмотря на то что запланированный митинг «Народного парламента» (НП) провалился – вместо объявленных лидерами организации 300 тыс. человек на бишкекской площади Победы собралось несколько десятков людей. Практически все – журналисты и «люди в штатском». Наблюдатели полагают, что аресты оппозиционеров прекратятся не скоро.
Последние пару месяцев киргизская политическая жизнь бьет ключом – громкие заявления оппозиции сменяют анонимные «сливы» их переговоров, а обещания сместить президента Алмазбека Атамбаева приводят в следственный изолятор Госкомитета национальной безопасности.
Накануне СИЗО ГКНБ пополнилось еще одним членом «Народного парламента». Очередным задержанным стал «номер шесть» в списке «Народного парламента» – Александр Гусев. Бывший афганец, отвечавший за безопасность «парламента», стал единственным, кто, «угрожая применением огнестрельного оружия и взрывчатых веществ», оказал сопротивление сотрудникам комитета нацбезопасности.
История вокруг «Народного парламента» полна недоговоренностей и странностей. Даже при поверхностном анализе создания этой структуры деятельность, а также ее разгром, который наблюдается сейчас, напоминают что угодно, кроме реальной попытки захватить власть и реального контрдействия силовиков.
Вся история больше похожа на фикцию или мистификацию. Вот три показательных момента.
Во-первых, организаторы напоказ, словно это было их главной целью, рассказывали прессе и всем желающим о поддержке со стороны Москвы. Задержанный лидер «НП» Болоткан Талгарбеков заявил в интервью местному сайту Zanoza.kg, что его поддерживают «единомышленники в высоких структурах России... два генерал-полковника, один генерал-лейтенант, три генерал-майора и полковник... есть люди из администрации президента, ФСБ, правительства». Опыт и практика предыдущих смен власти в Киргизии и иных странах показывает – организаторы переворотов никогда не называют имена реальных покровителей.
Во-вторых, если для захвата власти действительно были собраны 450 боевиков, о которых говорится в обнародованной «прослушке», то где эти люди? По законам жанра в эти дни киргизские телезрители должны видеть в новостях, как бойцы спецслужб проводят массовые задержания, демонстрируя изъятый богатый арсенал оружия. Версия о том, что 450 человек «вдруг растворились», критики не выдерживает – восемь автобусов, набитых людьми и снаряжением, найти несложно. Следовательно, их на самом деле скорее всего не было.
В-третьих, попытка смены власти в Киргизии традиционно сопровождается информационной атакой на руководство страны. Волны качественного компромата в отношении высокопоставленных лиц должны захлестывать как минимум часть местных СМИ, а также социальные сети. Но ничего подобного в нынешнем случае не было – в прессе движение «Народный парламент» пиарили лишь власти, размещавшие неоправданное количество публикаций с критикой в адрес оппозиционеров. В социальных сетях на раскрутку «НП» работало и работает мизерное количество пользователей.
Это далеко не исчерпывающий список «странностей» ситуации вокруг разгромленной властями организации. Объяснить происходящее можно по-разному.
Наиболее вероятной версией представляется следующая: не самых дальновидных, но амбициозных и недовольных нынешней властью киргизских активистов, жаждущих действовать, но уже выпавших из обоймы, «развели» профессиональные провокаторы. Некто, представившийся посланником влиятельных московских кругов, вошел в доверие к недовольным политическим отставникам и заверил в традиционном «заграница нам поможет». Собрал под гарантии захвата власти с участников некую сумму «на нужды революции», настоятельно порекомендовал «действовать как можно громче и поддержки из Москвы не скрывать» и убыл из страны.
Остап Бендер в подобной ситуации действовал из сугубо меркантильных соображений и особого вреда не нанес, но в киргизской версии последствия получились иными – запущенный слух о «московских генералах» получил широкое распространение. Связанный с ним тезис о вмешательстве России во внутренние дела Киргизии и о якобы существующем желании Кремля сместить Атамбаева теперь активно раскручивается местной прозападной оппозицией. Сам президент Киргизии, выслушавший доклады о «разоблаченном заговоре», теперь, похоже, искренне убежден в ненадежности отношений с Москвой.
В сухом остатке – отношения Киргизии и России несколько охладели. Но потеплели с Турцией. Президент Атамбаев и его окружение получили дополнительные основания для «закручивания гаек» и поиска заговорщиков как внутри страны, так и за ее пределами. Все это происходит на фоне нехватки средств, сужающегося коридора возможностей и стремления Белого дома найти дополнительные источники финансирования. Ни одной ключевой проблемы последние события не разрешили. Наоборот, ситуация в Киргизии стала менее предсказуемой.
Бишкек