В понедельник депутаты Тернопольского облсовета призвали Петра Порошенко изъять Почаевскую лавру у Украинской православной церкви. Фото с сайта www.pochaev.org.ua
В Украине собираются ввести особый статус для Православной церкви Московского патриархата. В парламенте зарегистрирован законопроект, устанавливающий специальные правила регистрации религиозных организаций, «руководящие центры которых находятся в государстве, признанном Верховной радой государством-агрессором». В случае нарушения новых требований деятельность Церкви может быть запрещена. На этот случай подготовлен еще один законопроект – о правилах переподчинения местных приходов.
13 депутатов, выступающих соавторами законопроекта № 4511 (об особом статусе), в своей пояснительной записке напомнили о событиях последних двух с половиной лет – о Крыме, Донбассе, нестабильной ситуации внутри Украины.
Они отметили, что на общественное мнение и настроения оказывает существенное влияние религиозный фактор. Депутаты сослались на ряд соцопросов, согласно которым Церковь в Украине входит в первую тройку институтов гражданского общества, которым более всего доверяют граждане.
Исходя из этого, депутаты подчеркнули, что законопроект разработан для предотвращения угроз и создания жестких рамок для деятельности религиозных организаций, «имеющих подчинение в канонических и организационных вопросах религиозным центрам, расположенным в государстве, которое признано Верховной радой государством-агрессором». Таким статусом украинский парламент в прошлом году наделил РФ.
На практике инициатива направлена прежде всего на создание новых условий для деятельности Украинской православной церкви (Московского патриархата). Предполагается, что Церковь должна уточнить свой устав и провести его перерегистрацию. Украинское законодательство предполагает, что уставы местных общин регистрируются на уровне областных госадминистраций, а уставы религиозных центров, монастырей – в Минкульте. В данном законопроекте речь идет, видимо, о втором случае. Причем в нем сказано, что перерегистрация устава будет осуществляться «после проведения соответствующей экспертной оценки регистрационных документов независимыми специалистами».
После успешной перерегистрации Церковь должна будет в течение трех месяцев после вступления в силу закона заключить договор с органом, представляющим государство Украина. Сегодня это, согласно законодательству, Министерство культуры. Депутаты указали, что в этом документе со стороны Церкви должны содержаться следующие обязательства: уважать суверенитет, территориальную целостность и законы Украины, уважать другие религиозные организации, которые работают на территории Украины. Государство, со своей стороны, в договоре гарантирует права и беспрепятственную деятельность Церкви в рамках действующего законодательства. Но здесь возникают новые нюансы: согласно инициативе депутатов, Церковь с особым статусом обязана будет согласовывать с государственными уполномоченными органами вопросы, связанные с назначением своего центрального и регионального руководства на территории Украины, а также вопросы, связанные с приглашением иностранных религиозных деятелей для работы в Украине.
Нарушение требований наряду с «установлением факта сотрудничества (Церкви. – «НГ») с представителями милитарно-террористических группировок» влечет за собой прекращение деятельности данной религиозной организации в Украине.
Руководитель Института украинской политики Константин Бондаренко считает, что в законопроекте много неясностей, которые могут быть использованы для борьбы с неугодной Церковью. Он привел пример: для запрета всей Церкви теоретически может быть использовано множество поводов: «Если человек, которого в Украине считают сепаратистом, приходит на исповедь, это можно рассматривать как факт сотрудничества Церкви с сепаратистами? Если совершают богослужения в храмах на территории, не подконтрольной Украине, – это сотрудничество с теми, кого Украина признала террористами, или нет? Кто будет определять?»
Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский на недавней пресс-конференции отметил, что инициатива депутатов равносильна «объявлению войны самой влиятельной украинской конфессии – Украинской православной церкви». Он считает, что никаких реальных причин для вмешательства государства нет, поскольку «только националисты уточняют – Московский патриархат, а реально УПЦ – самоуправляемая организация».
О том же заявил глава юридического отдела Украинской православной церкви протоиерей Александр Бахов. Он отметил, что особый статус для некоторых действующих в Украине Церквей поставит в неравные условия религиозные организации. А это противоречит и законам, и Конституции. Ссылки украинских депутатов на необходимость подписания договоров с Церквами для предотвращения угроз нацбезопасности, по мнению представителя УПЦ, являются надуманными. «На сегодня в Уголовном кодексе Украины вполне четко и однозначно прописано, какая ответственность наступает за посягательство на территориальную целостность и неприкасаемость Украины, а в законе «О свободе совести и религиозных организациях» уже определены принципы взаимодействия религиозных организаций», – заявил он.
Бахов допустил, что идея о подписании договоров между государством и Церковью преследует цель под видом пункта об уважении к другим религиозным организациям принудить к признанию их каноничности. По мнению экспертов, речь идет о том, чтобы УПЦ МП признала Киевский патриархат. После чего в повестку дня может быть внесен вопрос об объединении православных Церквей. Смысл в том, что если Церковь Московского патриархата откажется признать каноничность Киевского патриархата, то ее деятельность может быть запрещена. Если предположить, что признает, то поставит себя с ней на один уровень, после чего останется только шаг до слияния.
Давление, вероятно, связано именно с политическим курсом на объединение Церквей. С этой идеей, как известно, выступал Виктор Ющенко. Линию продолжил нынешний президент Петр Порошенко. За неделю до Пасхи, 23 апреля с.г., он встретился с представителями Всеукраинского совета Церквей и религиозных организаций и заявил о необходимости объединения: «В условиях гибридной войны, когда Украина противостоит вооруженной агрессии соседнего государства, наши враги пытаются использовать религиозный фактор в своих интересах. И самое главное духовное оружие нашей победы, то, чего боится враг, – это наше единство». Порошенко сказал, что государство не будет вмешиваться в церковные дела, однако власть не может не прислушаться к мнению верующих, которые, по его словам, выступают за единую Православную церковь в Украине.
В тот момент в Верховной раде был зарегистрирован законопроект № 4511. Политолог Михаил Погребинский отметил: «У меня, как и у некоторых других экспертов, есть подозрение, что на самом деле в окружении президента есть очень сильное и влиятельное лобби, которое добивается фактически уничтожения УПЦ (Московского патриархата. – «НГ») в Украине».
Руководитель Информационно-просветительского отдела УПЦ МП епископ Ирпинский Климент в комментарии к складывающейся ситуации отметил, что законопроект может спровоцировать всплеск противостояния и нестабильности по всей стране.
Киев