Владимир Гройсман стал премьером, понимая, что цветами его путь выстлан не будет. Фото Reuters
Состоявшееся вчера переформатирование украинской власти привело к концентрации власти и ответственности в руках команды Петра Порошенко. Это значит, что в случае нового политического кризиса встанет вопрос о досрочных выборах не только парламента, но и президента. Вероятность высока, поскольку украинская власть впервые имеет дело с очень сильной оппозицией, играющей на том же политическом поле.
Три парламентские фракции – Радикальной партии Олега Ляшко, «Батькивщины» Юлии Тимошенко, «Самопомощи» львовского мэра Андрея Садового – вчера официально объявили о том, что они формируют проевропейскую демократическую оппозицию.
Представители этих политических сил не поддержали назначение на пост премьер-министра Владимира Гройсмана вместо Арсения Яценюка. Они акцентировали внимание на хитростях, к которым пришлось прибегнуть власти ради смены премьера.
Юлия Тимошенко заявила с трибуны парламента, что команда Порошенко, Гройсмана и Яценюка придумала так называемое пакетное голосование. Одним нажатием кнопки депутаты должны были утвердить сразу три решения: об отставке Яценюка, об отмене принятого в феврале Верховной радой решения о признании работы правительства Яценюка неудовлетворительной, а также о назначении новым премьер-министром Владимира Гройсмана. Она отметила, что даже не все депутаты, формально вписанные в состав новой коалиции, поддерживают такой «пакет». «Знаете, почему в начале заседания не объявили о составе новой коалиции? Потому что коалиция – не то, что на бумаге. Коалиция – это те, кто будет голосовать», – сказала она.
В начале заседания в выступлениях называлось разное количество депутатов, вошедших в состав новой коалиции с прежним названием «Европейская Украина». Говорили и о 227 членах, и о 235. В последние дни в СМИ регулярно попадали сообщения о том, что некоторые депутаты написали заявления с просьбой включить их в состав фракции «Блока Петра Порошенко» (БПП), другие, наоборот, изъявили желание покинуть ряды этой фракции.
Первым слово предоставили Арсению Яценюку, который был сдержан и краток. «Мы сделали нашу страну сильнее. Оппоненты и враги сделали более сильным меня. Прошу Верховную раду принять мою отставку, а впереди – большие дела и большие свершения», – сказал он. После двухминутного выступления Яценюк ушел не в кулуары, а демонстративно прошел через весь зал и покинул здание парламента.
Секундное замешательство сменилось выступлением президента, который начал с неожиданного заявления о том, что ровно два года тому назад в этот день началась антитеррористическая операция на востоке. Порошенко несколько раз прямо обвинил Россию в «агрессии против Украины», напомнил о сложностях, тяготах, о потерях военного времени. И перешел к вопросу о том, что власть в такое время особо ответственна перед гражданами, а поэтому требуется сформировать правительство, чтобы подвести «черту под длившимся несколько месяцев изнурительным кризисом». «Укрепление обороноспособности, надлежащее финансирование ВСУ, восстановление разрушенного Донбасса, возвращение к мирной жизни – вот задачи, которые стоят перед новым кабинетом министров», – перечислил Порошенко.
Примечательно, что в то же время в Москве президент РФ Владимир Путин во время «Прямой линии» поддержал ранее озвученное предложение Петра Порошенко о размещении сотрудников ОБСЕ с оружием на линии разграничения в Донбассе. «Украинский лидер Петр Порошенко недавно предложил усилить присутствие ОБСЕ на линии разграничения, в том числе с оружием, и добиться полного прекращения огня – и это хорошее предложение», – сказал российский президент.
Порошенко в это время в своем выступлении в Верховной раде упомянул, что украинской власти предстоит в рамках выполнения Минских соглашений все же проголосовать за изменения в Конституцию в части децентрализации. В этом, новом разделе украинской Конституции сказано и об особом порядке самоуправления в отдельных районах Донбасса. Именно этот вопрос, напомним, стал одной из причин раскола прежней правящей коалиции.
Пока в Верховной раде выступали Яценюк и Порошенко, в зале стояла тишина. Но как только к микрофону вышел кандидат на пост премьер-министра, стало шумно: одни депутаты, собравшись группами, обсуждали слова президента, другие кричали «Ганьба!» (позор), третьи рвались к микрофону, чтобы выразить свое мнение о происходящем. Гройсману пришлось перекрикивать общий шум.
Назначив Гройсмана премьер-министром, Верховная рада уволила его с занимаемой должности председателя парламента, а затем назначила на этот пост представителя «Народного фронта» Андрея Парубия. Он был одним из командиров майдана, после смены власти несколько месяцев руководил Советом нацбезопасности и обороны, а в нынешнем составе парламента работал первым заместителем председателя. Заполняя вакансию, на место Парубия депутаты без особых проблем назначили Ирину Геращенко – члена фракции БПП, уполномоченного президента Украины по мирному урегулированию в Донбассе, члена гуманитарной подгруппы на переговорах в Минске.
Затем приступили к формированию правительства. Оппозиция обратила внимание, что официальные документы с именами кандидатов подписаны Гройсманом в статусе члена парламента, а не премьер-министра. И что в общий список внесены кандидатуры министров обороны и иностранных дел, хотя их должен вносить глава государства. Гройсман объяснил, что подписывал документы 13 апреля, а представлял кандидатов устно уже в статусе премьер-министра, как и президент 14 апреля устно предложил оставить главой МИДа Павла Климкина и руководителем Минобороны Степана Полторака. Представители оппозиции потребовали, чтобы Раде показали постановление о назначении Гройсмана премьер-министром, подписанное президентом. Руководство парламента обошло этот вопрос: вероятно, Порошенко, сказавший депутатам, что через пару часов должен во Львове открывать новое украинско-японское предприятие, по каким-то причинам не успел поставить свою подпись.
Хотя радикальная оппозиция на этом основании попыталась сорвать формирование кабмина, голосование все же состоялось. 239 депутатов без предметного обсуждения и без публичного выяснения принципов кадровых решений проголосовали за весь состав. «Оппозиционный блок» не принимал участия в голосовании. В новом правительстве кроме Климкина и Полторака свои посты сохранили главы Минюста Павел Петренко и МВД Арсен Аваков («Народный фронт»), министры информационной политики Юрий Стець, а также молодежи и спорта Игорь Жданов.
Новые лица в правительстве – преимущественно политики из пропрезидентского лагеря: замглавы администрации Порошенко Александр Данилюк стал министром финансов, депутат от БПП Тарас Кутовой – министром аграрной политики и продовольствия, депутат от БПП Игорь Насалик – главой Минтопэнерго.
Близкими лично к Гройсману считаются министр кабинета министров Александр Саенко, ранее руководивший аппаратом председателя парламента, министр социальной политики Андрей Рева, работавший заместителем мэра Винницы.
«Народный фронт» делегировал своих представителей на должности министра экологии и природных ресурсов – Остапа Семерака, образования и науки – Лилию Гриневич. Кроме того, министром культуры снова стал бессменный ведущий сцены майдана, актер Евгений Нищук, министром инфраструктуры – бывший замминистра в том же ведомстве Владимир Омелян.
Министерство по вопросам временно оккупированных территорий и вынужденных переселенцев, которое еще предстоит создать, возглавил глава Агентства по вопросам Донбасса Вадим Черныш. Должность министра здравоохранения осталась вакантной: политики не договорились, а авторитетные в Украине руководители медучреждений, которым предложили эту должность, отказались от нее, памятуя уголовные дела против тех, кто прежде рискнул на посту главы Минздрава бросить вызов коррумпированной системе.
В новом украинском правительстве появилось шесть постов вице-премьера. Объединить их с профильными министерскими должностями, учитывая аппетиты участников кадровых переговоров, не удалось. Сохранил свою должность вице-премьера и министра регионального развития, строительства и ЖКХ Геннадий Зубко, а первый вице-премьер одновременно возглавит и министерство экономики – это представитель президента в парламенте Степан Кубив. Депутат от БПП Иванна Климпуш-Цинцадзе стала вице-премьером по вопросам европейской и евро-атлантической интеграции; вице-премьерами стали также бывший министр соцполитики Павел Розенко и бывший министр культуры Вячеслав Кириленко. В этом статусе появился и «человек Гройсмана» – винницкий соратник нового главы правительства Владимир Кистион.
Ни обсуждения кандидатур, ни вопросов к министрам фактически не было. Но недоверие к новому правительству выразилось в том, что депутаты только с третьей попытки поддержали программу действий кабмина.
Новая украинская оппозиция считает, что иммунитет правительства не защитит Украину от очередных политических кризисов. Юлия Тимошенко в кулуарах парламента заявила, что и состав правительства, и, главное, то, как закулисно и непрозрачно определялись кандидатуры, само по себе провоцирует новые кризисы. «Это действо называется окончательное закрепление олигархического переворота. Произошла полная институализация олигархии как системы управления страной. Монопольная власть сконцентрирована в руках президента, а Гройсман является неотъемлемой частью команды Порошенко», – сказала она.
Депутат Виктор Чумак, общаясь с журналистами в кулуарах, отметил, что отныне вся ответственность за ситуацию ложится лично на президента Порошенко: «Когда в очередной раз встанет вопрос о том, что в стране нужно что-то менять, то менять придется на Банковой (улица, на которой расположена администрация президента. – «НГ»)».
«Оппозиционный блок», не принимавший участия во вчерашних голосованиях, считает, что тянуть время – это только ухудшать положение рядовых граждан. Поэтому партия требует уже сейчас объявить досрочные выборы.
Киев