Экспорт приднестровских товаров в Евросоюз резко возрос, сообщил «НГ» посол Республики Молдова (РМ) в РФ Дмитрий Брагиш. Он пояснил это тем, что в соглашении о зоне свободной торговли ЕС–РМ Приднестровью позволили то же, что и Молдавии. При этом приднестровский экспорт поступает на территорию ЕС беспошлинно. Некоторые эксперты считают, что ЕС пытается с помощью экономических элит Приднестровья заставить его власти вернуть регион Молдавии.
ЕС, открывая Приднестровью зону свободной торговли, ставит на привлечение экономической элиты (холдинг «Шериф»), – сказал «НГ» директор киевского Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик.
«Шериф» будут пытаться втянуть в удобные для ЕС схемы с тем, чтобы потом холдинг принудил власти региона к интеграции с Молдовой», – считает эксперт. По его словам, «Шериф» влияет на принятие властями непризнанной республики решения и является вторым игроком на приднестровском политическом поле. Первым пока остается Россия, заметил Кулик. Он также сказал, что на предстоящих осенью президентских выборах «Шериф» будет продвигать в лидеры Приднестровья своего представителя. Но при всем том, отметил украинский политолог, существует такой нюанс: «Шериф» никогда раньше не шел на жесткую конфронтацию с властью, хотя и диктовал ей условия.
Холдинг приднестровских частных компаний ООО «Шериф» является самым крупным налогоплательщиком региона, монополистом мобильной и фиксированной телефонной связи Приднестровья, владеет сетью супермаркетов, отелями, стадионом, заправками и многим другим. Учитывая его влияние, Приднестровье часто называют «Республикой «Шериф». В новом Верховном совете большинство депутатов представляют шерифовскую партию «Обновление».
До 1 января текущего года у Приднестровья действовал режим автономных торговых преференций с ЕС. Иными словами, предприятия региона пользовались преференциями при поставке своей продукции (в основном промышленной) в страны Евросоюза. В Тирасполе с тревогой ждали наступления нового года, понимая, что регион может потерять западный экспортный коридор – восточный ему перекрыла Украина, запретив прямой транзит через свою территорию товаров из непризнанной республики. Пересечь украинскую границу приднестровские грузы могли только при наличии сопроводительных документов, полученных в Кишиневе. Это снизило экспорт в Россию, куда раньше продавалось 90% произведенной в Приднестровье продукции. Однако после обвала российского рубля приднестровцам стало невыгодно торговать с РФ. Начали искать другие рынки. По данным приднестровских статорганов, в минувшем году основным торговым партнером Приднестровья была правобережная Молдавия (контролируемая Кишиневом), на долю которой пришлось 49,1% приднестровского экспорта, или 299,9 млн долл. Далее, как сообщает интернет-портал noi.md, следовали Румыния с долей 15,5%, или 94,8 млн долл., Украина – 8,4%, или 51 млн. На четвертом месте – Россия с 7,8% молдавского экспорта (47,4 млн долл.). К крупным партнерам относятся Италия – 6,5% и Германия – 5% экспорта. Посол Республики Молдова в РФ Дмитрий Брагиш сообщил «НГ», что в нынешнем году приднестровский экспорт в ЕС составил 60% от общего объема, причем немалая доля в нем принадлежит Румынии.
Некоторые эксперты в Кишиневе видят за этими цифрами политику: открытый коридор для товаров в ЕС способствует процессу реинтеграции Молдавии, то есть возвращению в нее де-факто живущего самостоятельно Приднестровья.
Молдавский политолог Корнелиу Чуря отметил, что кишиневские власти поддерживают идею о том, что гарантируют применение части V Соглашения об ассоциации на всей территории страны (включая ее восточный регион – Приднестровье). Формально, пояснил Чуря на пресс-конференции, где представил свое исследование «Расширение применения Соглашения об ассоциации и Углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли (DCFTA) в приднестровском регионе: реалии, препятствия и возможности», если Приднестровье принимает условия DCFTA, оно становится частью Соглашения об ассоциации ЕС–РМ и признает молдавское законодательство.
Европейские эксперты, отмечает noi.md, игнорируют политическую проблематику, связанную с реинтеграцией Молдавии. Тирасполю позволяется иметь собственный сегмент в зоне свободной торговли с ЕС и путь, отличный от того, по которому идет Кишинев. Более примирительная позиция ЕС по отношению к Приднестровью, видимо, объясняется нежеланием конфликтовать с Россией из-за блокады экспорта из этого региона в Евросоюз.
Тирасполь, хотя и начал отгружать товары в ЕС, считает Соглашение об ассоциации ЕС–РМ и его часть – DCFTA – политическим документом, который приведет Приднестровье под контроль Запада.
Приднестровские власти хотят подписать с Брюсселем отдельный документ о торговом преференциальном режиме с ЕС – без участия Кишинева. По их мнению, двусторонний документ лучше отразит экономические отношения Приднестровья с Евросоюзом, с одной стороны, и с Молдавией – с другой. Но это пока из области желаний, которые, вероятнее всего, никогда не реализуются.