Илан Шор – муж певицы Жасмин – сегодня мэр города Оргеева. Фото PhotoXPress.ru |
Список лиц, причастных к краже из молдавских банков 1 млрд долл., расширяется, сказал «НГ» начальник следственного отдела Национального центра по борьбе с коррупцией Богдан Зумбряну. Он сообщил, что в суд помимо «дела экс-премьер-министра Влада Филата» передано 20 уголовных дел, в которых фигурируют члены правления трех ограбленных банков и лица, незаконно получившие в них кредиты, которые потом исчезли. Посол Молдавии в Австрии Андрей Попов потребовал, чтобы на скамью подсудимых сел и миллионер, муж певицы Жасмин Илан Шор, управлявший известными банками.
Заявление посла Молдавии в Австрии Андрея Попова, накануне подавшего прошение об отставке, наделало немало шума. Дело в том, что Попов – фигура известная в политических кругах.
Ранее он был вице-главой Министерства иностранных дел и европейской интеграции (МИДЕИ), затем работал послом в Австрии и одновременно в Словении, а также представлял свою страну в ряде европейских структур. Теперь, по его же словам, намерен заняться политикой.
«Я аккредитован в Международной академии по борьбе с коррупцией, которая является высшим международным органом. Я был там, разговаривал с экспертами. Они смеются, когда приводишь им аргумент, что Шор остается на свободе, поскольку сам на себя донес (Илан Шор, по сообщению следователей, написал признание в том, что он передал тогда премьеру Филату 250 млн долл. – «НГ»)», – сообщил дипломат на пресс-конференции в Кишиневе. Он отметил, что международные эксперты по борьбе с коррупцией шокированы тем, как в Молдове интерпретируется закон. Слова Попова о том, что «место Илана Шора – за решеткой, а не в кресле примара (Илан Шор – мэр города Оргеева. – «НГ»)», широко растиражировали молдавские СМИ. Дипломат задается вопросом, почему Илан Шор остается на свободе, если он сам признался, что украл у государства 250 млн долл. Более того, «Национальная комиссия по неподкупности (НКН) не торопится уволить Шора с должности примара», – цитирует Попова информационный интернет-портал noi.md.
«Шор написал своей рукой: «Я украл 250 млн, положил их в конверт и отдал Филату». «Человек написал на себя донос. У нас что, нет НКН? Что это означает: государственный чиновник говорит, что он украл, но никто не привлекает его к ответственности? Значит, кому-то это выгодно. НКН должна принять меры и немедленно освободить Шора от должности за кражу денег. Вор должен сидеть в тюрьме. И это не только Филат или Шор, это система», – заявил Андрей Попов.
Глава правительства Павел Филип при этом заверил журналистов, что лично следит за развитием ситуации вокруг следствия по делу о пропавших финансах. В среду в ходе брифинга о проблеме хищения крупных средств из финансово-банковского сектора страны он заявил: «Расследование по этому делу нужно продолжить и сделать так, чтобы все виновные были найдены и наказаны, деньги возвращены в страну и чтобы больше ничего подобного не повторялось».
Фактически Филип не сказал ничего, что объяснило бы обществу, как идет расследование «кражи века», после которой даже депозиты пенсионеров оказались пустыми. Впрочем, о том, что расследование должно дать результаты, а население – получить исчерпывающую информацию о тех, кто именно его обворовал, молдавскому премьеру напомнили на днях в Евросоюзе. Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини во время совместного с премьером Павлом Филипом брифинга в Брюсселе назвала расследование банковской аферы в числе условий, при выполнении которых Молдавия может рассчитывать на финансовую помощь Евросоюза. Два других условия, перечисленных Могерини, – это деполитизация государственных учреждений и реформа судебной системы.
Напомним, по делу о крупных хищениях из финансово-банковского сектора Молдавии главным подозреваемым проходит бывший премьер-министр правительства Молдавии Влад Филат. Председатель парламента Молдавии Адриан Канду под нажимом многотысячных митингов в Кишиневе опубликовал секретный отчет детективов агентства Kroll (США) о краже 1 млрд долл. из трех молдавских банков Banca de Economii, Banca Socialа и Unibank (группа BEM). Согласно докладу, с августа 2012-го до ноября 2014 года эти банки «были мишенью последовательной смены акционеров, что впоследствии привело к передаче собственности банков ряду физических лиц».
Авторы доклада утверждают, что известный предприниматель Илан Шор (в России он известен и как муж певицы Жасмин) и его партнеры «глубоко вовлечены в схему кражи денег из трех банков». Деньги из банков в виде кредитов были конвертированы в доллары и евро, а затем переведены в Privatbank в Риге в ноябре 2014 года (как раз перед выборами в парламент Молдавии) на счета офшорных фирм Британии и Гонконга. В документе подчеркивается, что отчет может быть разглашен лишь по согласованию с агентством.
Обнародовав доклад, Адриан Канду выполнил главное требование многотысячного митинга, который прошел в сентябре минувшего года в центре Кишинева и стал началом массовых протестов по всей стране. Его организовали сторонники гражданской платформы «Достоинство и справедливость» (DA). Однако манифестанты также требовали вернуть в Молдавию украденный миллиард и уволить едва ли не все руководство силовых и судебных структур – генерального прокурора, глав Национального центра по борьбе с коррупцией, таможенной службы, Высшей судебной палаты, Апелляционной палаты Кишинева, Совета по защите конкуренции.
Сегодня платформа DA преобразована в партию и намерена участвовать в выборах президента страны, если они будут всенародными, а также в досрочных парламентских выборах (опять же если они состоятся). Правую оппозицию в лице платформы DA поддерживает и левая – Партия социалистов и Наша партия Ренато Усатого. Оппозиция по-прежнему требует расследования ограбления банков.
«Расследование ведется, – рассказал «НГ» начальник следственного отдела Национального центра по борьбе с коррупцией Богдан Зумбряну, – совместно следователями нашего Центра по борьбе с коррупцией и Генпрокуратуры. Наши следователи смогли доказать, что деньги (250 млн долл. – «НГ»), которые Илан Шор передал Владу Филату, были взяты из трех ограбленных банков. На экс-премьера Филата заведено дело по двум статьям: «извлечение выгоды из влияния» и «пассивная коррупция». Дело сегодня находится в суде. Кроме того, в суд передано еще 20 дел, связанных с хищением денег из банков группы BEM. В них фигурируют члены правления банков, а также те лица, которые незаконно получили в них кредиты, что затем привело к кризису. Параллельно расследование ведут и следователи прокуратуры по борьбе с коррупцией (в составе Генпрокуратуры. – «НГ»). По их делам проходят чиновники».
Однако в молдавском обществе недовольны темпами расследования. Об этом премьеру Павлу Филипу сказали на нынешней неделе и в Совете Европы. Замечания официальных лиц Совета Европы доказывают, что доверие к молдавскому правительству минимальное, считает лидер Европейской народной партии Молдавии (ЕНПМ) Юрие Лянкэ.