Фото пресс-службы президента Казахстана
20 марта в Казахстане одновременно пройдут выборы в мажилис (нижнюю палату парламента) и маслихаты всех уровней (органы местного самоуправления). Несмотря на предсказуемость победы президентской партии «Нур Отан» («Свет Отечества»), эксперты находятся в ожидании изменений на политическом поле страны.
Выборы в мажилис, как известно, проводятся досрочно. Правительство столкнулось с необходимостью продолжения реформ в тяжелой экономической ситуации. А это требует мандата доверия населения. Президент Нурсултан Назарбаев призвал электорат проявить активность на выборах и продемонстрировать единство страны. «Очень важно, чтобы все граждане пришли на выборы и проголосовали за продолжение курса стабильности, единства и созидания. Все мы знаем, что именно на это направлена деятельность политической партии «Нур Отан», – заявил Назарбаев, выступая на республиканском форуме Ассамблеи народа Казахстана в Уральске.
Кроме партии «Нур Отан» в выборах в парламент примут участие пять партий – «Ак жол» («Светлый путь»), «Ауыл» («Село»), «Бирлик» («Единство»), а также Коммунистическая народная партия Казахстана (КНПК) и Общенациональная социал-демократическая партия (ОСДП). Всего в мажилис будут избраны 107 депутатов. Из них 98 получат мандаты по партийным спискам. Еще 9 депутатов делегирует Ассамблея народа Казахстана.
«Парламент пятого созыва свою задачу выполнил. Досрочные выборы понадобились в связи с необходимостью проведения болезненных экономических трансформаций. Это будет парламент «тощих лет» с урезанными статьями бюджетных расходов», – сказал «НГ» научный сотрудник Института экономики РАН Александр Караваев. Первая, по его мнению, задача парламента будет заключаться в полной ревизии местных бюджетов. «Это произойдет в апреле–августе 2016 года в ходе пересмотра республиканского бюджета на 2017–2019 годы. Стоит думать, что все бюджетные расходы будут оптимизированы путем исключения неэффективных расходов», – сказал эксперт. Вскоре после выборов, по его словам, будут внесены дополнения в Бюджетный кодекс, предусматривающие заимствование местными исполнительными органами у правительства для покрытия дефицита наличности на срок до трех лет. Будет принят проект объединенного Налогового и Таможенного кодексов, который предусматривает введение налога с продаж вместо НДС, оптимизацию налоговых режимов до трех уровней, отмену неэффективных налоговых льгот, а также повышение прозрачности налоговой сферы.
«Учитывая, что перспективы трансформаций отнюдь не ясные, было решено подстраховаться перестановкой мест в широкой и разнообразной по составу группе политической элиты, на «средних этажах» власти», – считает Караваев.
О том, что большинство мест в новом составе мажилиса достанется «Нур Отан», никто не сомневается. Однако, как отметил «НГ» директор аналитического центра Института международных исследований МГИМО Андрей Казанцев, это не означает, что персональный состав парламента останется прежним. «Казахстан по темпам обновления политической и административной элиты молодыми людьми уже давно лидирует на постсоветском пространстве. Это была часть стратегии президента Назарбаева, реализуемой, в частности, в рамках программы «Болашак» («Будущее»). Молодежь, получившая хорошее образование за границей (и не только на Западе, но и в России), усилиями президента активно включалась в административный аппарат и политическую жизнь на всех уровнях. В партийном списке партии власти «Нур Отан» осталось не более 25% прежних депутатов. Та же картина в списках демократической партии «Ак жол» и КНПК, представленных в мажилисе последнего созыва», – сказал Казанцев.
Эксперт считает, что казахстанскую политическую элиту условно можно разделить на три поколения. Первое поколение «дедов» (в Казахстане их называют агашками) – это политические деятели, вышедшие из советского периода, создатели постсоветского Казахстана. Они постепенно уходят из власти просто в силу возраста. Второе поколение «отцов» можно назвать успешными бизнесменами и талантливыми экономистами, выдвинувшимися в 90-е годы. Характерный пример – премьер-министр Карим Масимов, большинство действующих министров, акимов и руководителей национальных компаний. Их уже подпирает третье поколение «детей» – это молодые люди, имеющие блестящее зарубежное образование, но не очень большой опыт работы. Особенность казахстанского транзита власти, возможно, будет состоять в том, что она будет постепенно передаваться от «дедов» к «внукам». «Отцы» и уходящее поколение «дедов» будут гарантами того, что выпускники «Болашака» не наделают серьезных ошибок из-за нехватки жизненного опыта. Для этого в республике нужно провести конституционную реформу, о которой в прошлом году говорил Назарбаев. Она поможет преобразованию республики из президентской в президентско-парламентскую.
Доктор политических наук Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований ВНЦ РАН Юлия Усова полагает, что «состав нового Законодательного собрания скорее всего будет отражать внутриэлитный расклад и способствовать решению задач модернизации политической системы Казахстана».
«Усиление роли парламента и политических партий позволит активизировать плюралистические конкурентные механизмы, сделать политическую систему более гибкой и восприимчивой в отношении новых глобальных вызовов и расширить политическое представительство различных социальных и этнических групп (в частности, русскоязычного населения). Традиционным фаворитом выступает партия «Нур Отан», можно отметить традиционный вес КНПК и наличие определенного политического потенциала объединения НДПП «Ауыл», ориентированного на поддержку и развитие агропромышленного комплекса», – сказала «НГ» Юлия Усова. – Что же касается присутствия представителей молодого поколения в партийных списках «Нур Отан», то в данном случае, на взгляд Усовой, «имеет место определенного рода PR-акция, направленная на позитивизацию имиджа самой партии, которая позиционируется как партия чиновников, и имиджа самого парламента».
«Таким образом, наглядно демонстрируется, что политико-управленческая элита страны, вопреки мнению о несменяемости, находится в стадии обновления», – подчеркнула эксперт.
Юлия Усова отметила, что, несмотря на то что Казахстан считается одним из самых стабильных государств Центральной Азии и фактическим региональным лидером, на современном этапе неблагоприятная внешняя конъюнктура осложняет продвижение экономических и политических реформ. К приоритетным направлениям повестки 2016 года для Казахстана можно отнести поддержку курса на интеграцию страны в мировую экономику, улучшение инвестиционного климата, привлечение зарубежных партнеров для участия в ЭКСПО-2017, усиление работы по реализации Концепции многовекторной внешней политики на 2014–2018 годы. Какие возможности у политической элиты для доведения всех позитивных преобразований до логического завершения – покажет время.