Гурбангулы Бердымухамедов взял курс на европеизацию страны. Фото с сайта www.turkmenistan.gov.tm |
Проект новой Конституции Туркменистана в ближайшее время будет вынесен на всенародное обсуждение. По предложению президента Гурбангулы Бердымухамедова в Основном законе предлагается закрепить многопартийность и плюрализм политических взглядов. Не подлежат изменению положения о форме государственного строя – президентской республике. В случае недееспособности главы государства власть до избрания нового президента перейдет к председателю парламента.
Конституция Туркменистана была принята в 1992 году. Поправки вносились в 1995, 1999, 2003, 2006 и 2008 годах путем референдума или квалифицированным большинством в две трети членов парламента. Предполагается, что Основной закон на этот раз будет проработан основательно, поскольку Бердымухамедов пытается закрепить за собой имидж демократического лидера и сблизиться с Западом для привлечения инвестиций в энергетическую сферу.
Отдельно будут внесены дополнения во вторую статью Конституции, которая фиксирует статус постоянного нейтралитета. На заседании комиссии по совершенствованию Основного закона страны глава государства обратил внимание на то, что в международных отношениях Туркменистан проводит политику позитивного нейтралитета, который был дважды признан резолюциями Генассамблеи ООН. «Туркменистан является единственной в мире страной, отразившей эту резолюцию в своем Основном законе. Поэтому мы намерены придать особую значимость этим историческим резолюциям, более четко отразив в Конституции статус постоянного нейтралитета нашей страны», – сказал Бердымухамедов.
В своем выступлении глава государства также отметил, что «поступили предложения о внесении в проект Конституции норм о признании в нашей стране плюрализма политических взглядов и многопартийного общества, которые получили поддержку старейшин и специалистов». «Закрепление их в усовершенствованной Конституции является зримым свидетельством неуклонного развития демократии в нашей стране», – заявил Бердымухамедов.
Помимо пропрезидентской Демократической партии в Туркменистане недавно были созданы еще две – Партия промышленников и предпринимателей и Аграрная. Однако значимого политического влияния в обществе эти партии пока не имеют. По мнению экспертов, их создание – из области политической риторики, рассчитанной на благорасположение Запада. В реальности может усилиться только власть президента, тем более что в Основной закон может быть внесена норма, увеличивающая срок президентства с пяти до семи лет. Демократические нормы будут отображены в условной степени для приглушения критики в склонности к авторитаризму. Как, например, положение, предусматривающее передачу президентских полномочий председателю парламента, в случае если глава государства не сможет исполнять свои обязанности. Кстати, с этой инициативой выступил сам Бердымухамедов. Он также не забыл отметить и право каждого человека на защиту своей чести и достоинства. «Никакие обстоятельства не являются основанием для унижения достоинства личности», – сказал президент.
В целом, сообщил президент Туркменистана, в проекте новой редакции Конституции 143 статьи, включающие в себя конкретные нормы, из них 28 – новые статьи, а 80 – это статьи, в которые добавлены новые нормы или измененные.
«Конституция меняется не потому, что страна достигла качественных успехов за второй срок правления президента Бердымухамедова. Скорее напротив, поскольку кризис не щадит никого. Но главное в том, что пока 15 лет правил Туркменбаши (первый президент Туркменистана Сапармурат Ниязов. – «НГ»), у его окружения было время подумать о том, что нужно менять. И первый срок правления Бердымухамедова прошел сравнительно успешно именно под флагом преобразований от противного. Далее нужно изобретать что-то свое, от косметических преобразований переходить к реальной демократии. Увы, пока этого не произошло, и многое указывает на то, что реформатор топчется на месте», – сказал «НГ» доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра изучения общих проблем современного Востока ИВ РАН Шохрат Кадыров. По его словам, в последние годы индекс событийности у второго президента после повторного переизбрания в 2012 году неизменно составляет около 200 единиц в год (у Туркменбаши – 100), а при демократическом правлении этот показатель должен превышать 300 единиц. Эксперт считает, что принятие новой Конституции станет лишним подтверждением тому, что Бердымухамедов теряет популярность, а посему нужны законы, стоящие на страже его личной власти. «Дело тут не в продлении срока с пяти до семи лет, а в том, что при пятилетнем цикле выборов президента Бердымухамедов сможет править еще 10 лет и не более. То есть к окончанию четвертого пятилетнего срока правления ему исполнится 70 лет (2027 год). По Конституции, он не имеет права баллотироваться далее. Но при семилетнем сроке он получает право править до 74-летнего возраста. Поскольку верхняя граница регламента по возрасту касается кандидатов в президенты, но не тех, кто уже стал президентом», – отметил Кадыров.
Что касается других новаций, то, как считает Кадыров, они войдут в новую Конституцию, ничем не угрожая личной власти президента, но демонстрируя Западу и США, что авторитаризм и демократия совместимы. К примеру, точно появится статья о многопартийности, об альтернативных выборах президента, о свободе митингов. «Эта практика при Бердымухамедове успешно апробирована. Не исключено, что расширится состав парламента с 125 до 150 человек. Имея крепкую власть, президент в состоянии подобрать нужные кандидатуры. Но существенных изменений не будет. Не будет, к примеру, статьи о Конституционном суде, хотя сам Бердымухамедов в начале правления не раз об этом заявлял. Расширятся ли при этом права парламента, сказать трудно, хотя было бы неплохо в целях подтверждения курса на углубление разделения ветвей власти передать функцию назначения судей от президента парламенту», – сказал эксперт.
Шохрат Кадыров отметил, что проект нового Основного закона изначально должен был разрабатывать парламент, однако, не дождавшись предложений от депутатов, президент сам был вынужден разрабатывать законы. «Посему финал известен. Конституция пишется не за, а против власти народа. Но, чтобы подсластить пилюлю, в новой Конституции речь пойдет о «традициях туркменской демократии», а в самом проекте вновь ссылка на туркменскую «мораль», которую следует чтить как закон. В СССР для этого существовал Моральный кодекс строителей коммунизма. В Туркменистане… – все та же Рухнама от первого президента. Бердымухамедов исчерпал ресурс антиниязовца», – сказал Кадыров. Ожидать, что Туркменистан после принятия новой редакции Конституции мгновенно преобразится, не стоит. Но курс на европеизацию страны взят.