Пока в Таджикистане большой выбор местной прессы. Фото с сайта www.ozodi.org
Вчера парламент Таджикистана отправил на доработку поправки в Закон «О СМИ», вызвавшие в обществе споры. Накануне Союз журналистов, Совет по СМИ, Национальная ассоциация независимых СМИ, организация «Хома» распространили заявление, в котором назвали инициативу правительства попыткой узаконить цензуру. Журналистам, приглашенным на заседание парламента, удалось убедить депутатов не торопиться с принятием поправок.
В журналистском сообществе Таджикистана решение депутатов расценили как шаг к успеху и выразили надежду на то, что «драконовские поправки в закон о СМИ приняты не будут». Речь идет о том, что по представлению органов прокуратуры деятельность массмедиа может быть приостановлена на три месяца Министерством культуры – организацией, регистрирующей СМИ. «Законопроект является ограничением свободы слова, потому что органам регистрации и прокуратуре предоставляется возможность приостановить деятельность любых СМИ, что на практике является реализацией порядка внесудебного запрещения работы СМИ», – говорится в заявлении четырех журналистских организаций.
Вчера по предложению спикера нижней палаты Шукурджона Зухурова присутствовавшие на заседании парламента журналиста попросили корреспондента агентства Asia-Plus Аваза Юлдашева высказать общее мнение по поводу поправок. «Мы не меньше любого чиновника и депутата любим свою страну, – сказал он. – Одним из достижений независимого Таджикистана является свобода слова и СМИ в стране». Юлдашев подчеркнул, что проблема, возникшая при обсуждении поправок в закон среди журналистского сообщества, состояла в том, что никто не знал, о чем идет речь. «Поправки разрабатывались в режиме строгой секретности», – сказал он.
После дебатов депутаты отправили проект на доработку, а спецкомиссия согласует термины в данном законопроекте. Сам же он будет вынесен на утверждение нижней палаты парламента на следующей неделе.
По мнению независимого таджикского эксперта, доктора юридических наук Шокира Хакимова, поправки в закон о СМИ принимаются для того, чтобы без проблем провести референдум по Конституции и ограничить плюрализм мнений по этому вопросу. «Вызывает сожаление, что незадолго до референдума, который может состояться летом, депутаты решили пересмотреть законодательство, регламентирующее деятельность СМИ. Изменение закона о СМИ является продолжением принятой ранее новой редакции закона об общественных организациях и об адвокатуре, которая отныне передана под контроль исполнительной власти», – сказал «НГ» Хакимов. По его мнению, в этом контексте проводятся и поправки в закон о СМИ, судьбу которых будет решать Министерство культуры. «Стратегия нововведений в том, чтобы ограничить плюрализм мнений накануне референдума. Ведь представителями партий и экспертами может быть высказано взаимоисключающее мнение. А в случае альтернативных публикаций власти могут принять репрессивные меры в отношении СМИ, в первую очередь независимых, которых в республике и так мало», – сказал эксперт. Что же касается введения цензуры, то, по мнению Хакимова, «этот институт в Таджикистане существует уже давно». Как пример, в прошлом году был заблокирован доступ к неугодным властям сайтам.
Эксперты констатируют: Душанбе пошел по пути закручивания гаек. Напомним, ранее парламент принял ряд ключевых поправок. Одна из них дала возможность президенту Эмомали Рахмону, правящему с 1992 года, участвовать в выборах неограниченное количество раз. Другая снизила возрастной ценз для кандидатов в президенты до 30 лет, что позволяет сыну главы государства Рустаму Эмомали при необходимости принять участие в выборах уже в 2020 году. Наконец еще одна поправка регламентирует создание политических партий. Из соответствующей статьи исключено право создавать партии религиозного характера. После гражданской войны 1992–1997 годов эта статья легализовала Партию исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), которая в сентябре 2015 года была обвинена в попытке вооруженного переворота и объявлена террористической. Эксперты считают, что власти Таджикистана усматривают угрозу своему режиму, сталкиваясь с любой политической активностью граждан.