Мониторинговой миссии ОБСЕ ограничен доступ к местам событий в ЛНР и ДНР, жалуются в Киеве. Фото со страницы миссии ОБСЕ в Украине в Flickr
На следующей неделе министры иностранных дел стран «нормандской четверки» (Германия, Франция, РФ, Украина) проведут переговоры в Париже. После чего обсуждение «украинского вопроса» будет продолжено на Мюнхенской конференции по безопасности. К концу месяца тема перенесется в Вену, где состоится зимняя сессия Парламентской ассамблеи ОБСЕ. Председателем организации в этом году стала Германия. Накануне всех международных встреч Петр Порошенко провел закрытые консультации с Ангелой Меркель.
Украинский президент и немецкий канцлер вышли к прессе до начала переговоров. Сообщили, что будут обсуждать вопросы, связанные с выполнением Минских соглашений. Порошенко изложил свою точку зрения: украинская сторона не может выполнять договоренности в одностороннем порядке.
«Режим прекращения огня не может быть частичным. Он либо есть, либо его нет. Сейчас я, к сожалению, должен признать, что его нет. На линии фронта, как и прежде, гибнут люди – и военные, и гражданские… Ужасно, что вопреки договоренностям боевики, которых поддерживает Россия, удерживают в плену 140 людей, военных и гражданских, в том числе журналистов и волонтеров». Меркель согласилась, что за прошедший год стороны не достигли цели: «Для всех было бы хорошо, если бы Минские соглашения выполнялись и были созданы предпосылки для отмены санкций. Но пока этого не произошло…»
О чем шла речь за закрытой дверью, неизвестно. В разговоре Порошенко и Меркель принимал участие спецпредставитель президента Франции Жак Одибер. Эксперты в Киеве считают, что стороны формировали общую позицию накануне ряда крупных международных встреч, запланированных до конца месяца.
Учитывая общий контекст, в Киеве считают, что позиция Германии сильно изменилась. Вице-президент Института Горшенина Алексей Лещенко отметил: «Если ранее Германия и Франция настоятельно требовали скорейшей имплементации Минских соглашений именно от Украины (в частности, внесения изменений в Конституцию и проведения выборов на оккупированной территории), то сейчас Меркель восприняла позицию Украины (о том, что одна сторона не может выполнять договоренности. – «НГ»)». По мнению Лещенко, в Германии признали, что Украина не может принимать политические решения в условиях, «когда перемирие ежедневно нарушается агрессором».
Политолог допускает, что на позицию немецкого канцлера повлияла и ситуация в Германии. «Россия, по мнению наших немецких коллег, может пытаться сделать ставку на сотрудничество с Зигмаром Габриэлем, вице-канцлером ФРГ, возглавляющим СДПГ – основного конкурента партии Меркель. СДПГ активно критикует канцлера за жесткую позицию в отношении России. Смягчение риторики Меркель в адрес Москвы выглядело бы как слабость и победа ее оппонентов», – считает Алексей Лещенко.
В Киеве отмечают, что президент Порошенко, видимо, смог убедить собеседников в том, что нельзя закрывать глаза на нынешнюю ситуацию – от 30 до 60 обстрелов в Донбассе в сутки, использование тяжелого вооружения, которого уже не должно быть на линии соприкосновения. По данным украинской стороны, особенно напряженная ситуация сложилась вокруг Горловки, на границе Донецкой и Луганской областей. Со вчерашнего дня Донецкая областная военно-гражданская администрация после консультаций со штабом АТО приняла решение закрыть пункт пропуска «Зайцево» и коридор Горловка–Артемовск.
Губернатор Павел Жебривский пояснил, что этот участок постоянно подвергается обстрелам, поэтому движение перекрыли, чтобы не подвергать опасности жизнь мирных жителей.
Глава МИД Украины Павел Климкин, побывавший на днях с официальным визитом в Турции, признал, что жизнь на территориях, которые Украина признала «временно оккупированными», тяжела. Но отметил, что решить, как им быть дальше, должны местные жители.
Турция намерена подключиться к решению украинского вопроса. По итогам визита Климкина стало известно, что до конца месяца в Киев приедет премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу, в начале весны Петр Порошенко отправится в Анкару, где состоится его разговор с Реджепом Тайипом Эрдоганом. Глава украинского МИДа сообщил, что речь пойдет о новом уровне сотрудничества в разных сферах. На уточняющий вопрос журналистов о военном сотрудничестве он не исключил такой возможности. «Для того чтобы повлиять на Россию, мы должны держаться вместе. Наше сотрудничество как региональных держав со средним значением очень важно», – сказал Климкин.
С другой стороны, украинская власть активизирует переговоры с западными партнерами. Контекст разговора в Берлине стал понятен из интервью Петра Порошенко немецкому изданию Bild. Украинский лидер тоже не исключил новых совместных оборонных проектов и на этом направлении: «Мы открыты для такой возможности (военного сотрудничества с Западом. – «НГ»), и мы работаем над этим, потому что это касается ситуации в сфере безопасности в Европе. Мы все должны поддерживать друг друга больше, чтобы быть готовыми ко всему».
К чему именно следует готовиться, Порошенко намекнул в том же интервью. По его мнению, в 2016 году угроза открытого военного противостояния с Россией увеличилась. «То, что мы видим: 8 тыс. российских солдат с российскими офицерами в нашей стране, новые военные базы на границе (с Украиной. – «НГ»), постоянные военные учения (российской армии. – «НГ»)», – сказал украинский президент, подчеркнув, что никто не получил объяснений, зачем, если не для войны, все это нужно.
Украинские военные эксперты тоже считают эскалацию конфликта возможной, поскольку в вопросе политического урегулирования стороны остаются на диаметрально противоположных позициях. ДНР и ЛНР, предлагая свою редакцию поправок в украинскую Конституцию и свой вариант законопроекта о выборах, стремятся получить максимальную автономию с правом влиять на внешнеполитические решения Киева. Украинская сторона, готовя свой вариант конституционной реформы, нацелена на демонтаж системы ДНР и ЛНР и возвращение территорий под управление центральной власти. РФ настаивает, чтобы Киев садился за стол переговоров с представителями Донецка и Луганска.
Директор военных программ Центра Разумкова Николай Сунгуровский в комментарии Радио «Свобода» отметил, что цели России в отношении Украины не изменились. По его мнению, речь идет о том, чтобы сохранить возможность контролировать ситуацию в соседнем государстве и влиять на решения власти. Механизмом решения этой задачи могло бы стать проведение выборов в Донбассе в нынешних условиях – до отвода войск и получения украинской стороной контроля над территорией и над границей. В таком случае нынешнее руководство ДНР и ЛНР прошло бы этап легализации и стало бы диктовать свои условия Киеву. Сунгуровский не исключил, что такая власть Донбасса могла бы обратиться за военной помощью к России.
Предотвратить кризисное развитие ситуации в теории должна была специальная мониторинговая миссия ОБСЕ, которая работает в регионе с 2014 года. В конце текущего месяца будет рассмотрен вопрос об очередном продлении мандата миссии. Посол и постоянный представитель США в ОБСЕ Дэниел Байер в интервью «Укринформу» обратил внимание на то, что в текущем году председателем ОБСЕ стала Германия. Учитывая лидирующую роль немецкой стороны в переговорных процессах, вопрос может сдвинуться с мертвой точки. «Мы, США, хотим поддержать Германию как председателя ОБСЕ и как часть «нормандского формата» в том, чтобы использовать ОБСЕ на месте для продвижения дипломатических и политических усилий по имплементации Минских соглашений», – подчеркнул он.
В Киеве отмечают, что миссия ОБСЕ так и не получила полного доступа на территории, подконтрольные ДНР и ЛНР, а также не может контролировать ситуацию на украинско-российской границе. На днях штаб АТО сделал открытый выпад против наблюдателей. На официальной странице штаба в соцсети появилось сообщение об обострении в районе Зайцева, где используются запрещенные Минскими соглашениями минометы калибра 82 мм и 120 мм. «Вынуждены констатировать также тот досадный факт, что представители Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ никак не реагируют на усиление обстрелов членами незаконных пророссийских бандформирований позиций сил АТО в Зайцеве и в других населенных пунктах», – было сказано в сообщении.
Киев давно обращал внимание западных партнеров на то, что миссия ОБСЕ не может добиться прекращения огня, поэтому украинская власть просила направить в Донбасс миротворческую миссию. Но выяснилось, что этот вопрос невозможно решить на уровне Совбеза ООН, поскольку Россия располагает правом вето.
Сейчас вопрос может быть снова задан и в Париже, и в Мюнхене, и в Вене. Судя по тому, что украинская сторона отложила конституционную реформу в части децентрализации власти, Киев настроен жестко потребовать от западных партнеров усилить давление на другую сторону конфликта. Руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко пояснил, что Украина не отказывается от выполнения своих обязательств по Минским соглашениям, но ожидает встречных шагов.
Киев