У наблюдателей ОБСЕ мониторинговая миссия, а у миротворцев ООН будет другая, говорят в Киеве. Фото Reuters
В субботу в Украину прибудет специальная оценочная миссия ООН, которая в течение двух недель изучит реальное положение дел в Донбассе. В делегацию войдут представители Программы развития ООН, Детского фонда ООН и Службы ООН по разминированию. Судя по составу, вопрос о развертывании миротворческой миссии ООН в Донбассе не стоит в повестке дня.
Приглашение от украинской стороны передал в начале января новый представитель Украины при ООН Владимир Ельченко, который до весны 2014 года работал послом Украины в РФ. На днях он рассказал в интервью «Голосу Америки»: «Мы добились того, чтобы Секретариат ООН одобрил решение о направлении в Украину, в том числе в Донбасс, миссии экспертов из различных служб». По его словам, смысл визита делегации заключается в том, чтобы ООН взяла на себя решение части гуманитарных проблем. «Возможно, будет создан небольшой координационный офис ООН в Украине, который и начнет эту работу. А дальше мы будем шаг за шагом продвигать свои идеи», – отметил Ельченко.
Главная идея украинской стороны – это направление в Донбасс миротворческой миссии ООН. В марте прошлого года Верховная рада проголосовала за обращение к ООН с такой просьбой. Летом украинские депутаты внесли ряд поправок в действующее законодательство, урегулировав все вопросы, связанные с допуском миротворцев с техникой и оружием на территорию Украины.
Владимир Ельченко, отправляясь на работу в Нью-Йорк, сказал в интервью изданию «Экономические известия», что вопрос о миротворцах остается главным, но его решение проблематично. «Эта тема уже обсуждалась в Совбезе ООН, но пока безрезультатно. Причина – предсказуемое вето РФ и дороговизна самой операции. В ней должно быть задействовано минимум 25 тыс. военных, а это – миллиарды долларов в год. Это огромные деньги даже для бюджета ООН. Страны, являющиеся основными финансовыми донорами ООН, не в восторге от такой перспективы», – пояснил он.
По словам украинских экспертов, свою роль в ситуации сыграла и безынициативность в украинском вопросе генсека ООН Пан Ги Муна. Но в этом году ситуация может измениться: летом будет избран новый руководитель ООН, а с февраля Украина станет председателем в Совбезе ООН. «В это время наша страна получит возможность формировать повестку дня», – отметил Ельченко. Впрочем, это не повлияет на существующую систему ветирования решений. Так что, даже если вопрос о миротворцах снова будет вынесен на обсуждение, российская сторона с легкостью заблокирует принятие решения.
Мотивацию Москвы еще в апреле прошлого года изложил глава МИД РФ Сергей Лавров: «Мы, естественно, как вежливые люди, будем готовы выслушать… предложения наших украинских коллег. Но обсуждать какие-либо новые идеи, никак не упоминавшиеся в Минске, без участия Луганска и Донецка, по-моему, бессмысленно». Лавров задал вопрос, на каком основании Киев считает более эффективной миротворческую миссию ООН, нежели мониторинговую миссию ОБСЕ, которая уже работает в Донбассе. В Киеве ответили, что миротворцы и наблюдатели выполняют разные функции.
Однако в республиках Донбасса ставят под сомнение эффективность этой деятельности. Наблюдатели ОБСЕ до сих пор не имеют прямого допуска на всю территорию ДНР и ЛНР. Что касается миротворческой миссии, то представители республик ранее выражали готовность допустить только российских миротворцев.
Глава ДНР Александр Захарченко сразу после обращения украинского парламента в ООН заявил: «Для чего миротворцы будут сюда заходить? Для того, чтобы разнимать противоборствующие стороны? Ну, если зайдет Российская Федерация – то я скажу «да». А если зайдет ООН, я посмотрю, как у них это получится… Такой армии в Европе нет, как у нас. По численности людей, прошедших не один десяток боев, в Европе просто таких подразделений даже нет. А здесь уже несколько десятков тысяч. Поэтому никаких миротворцев мы сюда не пустим». Позже представитель ДНР при Минской контактной группе по урегулированию Денис Пушилин обосновал такую позицию: «Я хотел бы напомнить, что существует Комплекс мер по реализации Минских соглашений, подписанный 12 февраля 2015 года. И согласно пункту 3 этого документа, контроль и верификация возложены на Специальную мониторинговую миссию ОБСЕ. Никаких представителей ООН и других миротворческих организаций не предусмотрено». По мнению руководства республик, украинская сторона, приглашая миротворческую миссию ООН, прямо нарушает Минские соглашения.
В течение 2015 года ООН не организовала даже оценочную миссию. Но сейчас ситуация изменилась. Ельченко отметил: «Мы не говорим о том, что завтра начнется развертывание миротворческой операции ООН. Мы говорим лишь об одном из элементов, то есть как нам сфокусировать помощь ООН в вопросе разминирования на востоке Украины». Он считает, что первый визит важен, поскольку эксперты ООН присмотрятся к ситуации на месте: «Сколько необходимо персонала, военных, какая связь, какой размер территории, где они будут стоять и множество других вопросов».
Украинские эксперты отмечают, что это – работа на перспективу. Ведь для ввода миротворческого контингента требуется согласие двух сторон конфликта. «У нас же признанной считается одна сторона – Украина. А кто с другой стороны? Россия указывает на ДНР и ЛНР, мы говорим, что наш противник – Россия. На международном уровне ситуация на востоке Украины не признана украинско-российской войной. Здесь много вопросов», – отметил источник «НГ» в Киеве.
Политический эксперт Тарас Чорновил считает, что такой была ситуация в прошлом году, но в этом – по мере развития предвыборной кампании в США – отношение к событиям в Донбассе меняется. Он пояснил «НГ»: «В Европе многие ставят во главу угла нормализацию своих отношений с Россией: там и бизнес недоволен санкциями, и среди населения в некоторых странах сильны пророссийские настроения. Но в политической среде в общем есть осознание, что кризис в Донбассе нельзя решать любой ценой, то есть в нашей ситуации – ценой предательства интересов Украины». Эксперт отметил, что эту точку зрения продвигает и Вашингтон, который активизирует диалог с ЕС по украинскому вопросу. «Россия может говорить что угодно – что они не являются участником конфликта, что не имеют никакого отношения к позиции ДНР и ЛНР и т.п. Но это уже ни на кого не действует. Тот факт, что санкции были введены против РФ, свидетельствует, что Запад признает Россию виновной в событиях на востоке Украины. И никто не собирается выслушивать представителей не признанных ДНР и ЛНР: марионетки не играют своей роли, а только дергаются по воле кукловода», – сказал Чорновил.
Тем не менее в вопросе ввода миротворцев в Донбасс без согласования с Россией не обойтись, отмечают эксперты. Директор Центра исследования армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак отметил, что предварительным условием всегда является готовность обеих сторон конфликта полностью прекратить огонь и неукоснительно соблюдать перемирие. Он обратил внимание, что до сих пор, несмотря на политические договоренности в «нормандском формате» и на решения на уровне контактной группы в Минске, режим тишины в Донбассе не соблюдается.
На этой неделе представительство Украины в ООН официально информировало Совет Безопасности о том, что ситуация на востоке остается напряженной.
На политическом урегулировании в кратчайшие сроки настаивают посредники в рамках «нормандской четверки». Министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер на днях заявил, что только выборы в Донбассе могут установить мир. Он потребовал от Украины как можно скорее принять соответствующий закон и провести выборы.
Уполномоченный президента Украины по вопросам мирного урегулирования Ирина Геращенко ответила, что выборы в Донбассе возможны только при следующих условиях: «Подключение украинских медиа, разоружение, отвод техники, войск, допуск ОБСЕ на оккупированные территории и к украино-российской границе, где должен быть возвращен украинский контроль».
Глава МИД Украины Павел Климкин на этой неделе в Брюсселе заявил, что речь на самом деле идет не о выборах, а те силы, которые в Донбассе прикрываются лозунгами об урегулировании после выборов, преследуют иные цели: «Речь идет о содержании (Украиной. – «НГ») «российского» Донбасса, о дестабилизации в Донбассе и дестабилизации по всей Украине».
Политолог Евгений Магда в колонке для издания «Главред» отметил, что позиции сторон не изменились, Россия продвигает свой сценарий: «Его параметры очевидны давно: возвращение Донбасса Украине таким образом, чтобы опустошенный войной регион стал экономическим и политическим тормозом для любых маневров Украины на протяжении как можно более продолжительного времени… Украина заинтересована в урегулировании конфликта и прекращении боевых действий, но, похоже, нашла силы не плясать под кремлевскую дудку».
В Киеве продолжают настаивать на том, что без международных миротворцев конфликт невозможно будет даже надежно заморозить. В ООН решили присмотреться к ситуации, пока – в гуманитарном разрезе.
Киев