Мартин Сайдик напомнил, что решение о перемирии в Восточной Украине не выполняется. Фото с сайта www.tut.by
Президент Петр Порошенко на пресс-конференции в четверг заявил, что в 2016 году Украина намерена начать процесс возвращения Крыма. Он уточнил, что будут задействованы политико-дипломатические и международно-правовые механизмы. Для этого будет заявлена инициатива о создании «нового международного механизма в формате Женева+». Такой формат подразумевает включение в процесс ЕС, США и государств – подписантов Будапештского меморандума (Россия, США, Великобритания, Украина плюс Китай и Франция, поддержавшие документ, не подписывая его).
Москва о таком подходе, видимо, информирована. Порошенко подтвердил, что в понедельник встречался с представителями контактной группы, включая прибывшего в Киев на один день представителя РФ Бориса Грызлова.
Президент перечислил обсуждавшиеся вопросы, заметив: «Никаких сенсаций там нет и быть не может». По его словам, Киев считает, что «политическое урегулирование возможно только в виде полного возвращения украинского суверенитета на оккупированных территориях». Кроме Донбасса он упомянул в этом контексте и Крым.
Но обсуждали, похоже, в основном вопрос урегулирования на востоке Украины. Порошенко пояснил необходимость разговора с Грызловым тем, что готовилась встреча в Минске – «впервые в этом году и впервые в новом составе». Кроме того, минские переговоры, по словам Порошенко, осложнились, поскольку повестка дня Минских соглашений должны была быть исчерпана до конца 2015 года, но этого не произошло.
Президент не сказал, с какими предложениями приезжал Грызлов, но рассказал об украинской позиции. По его словам, Киев потребовал от РФ выполнить Минские соглашения. Порошенко сослался на спутниковые снимки и видеоматериалы разведки, которые якобы свидетельствуют о «переброске новейшей российской военной техники и подразделений ВС РФ через неконтролируемый участок украинско-российской границы». В этом году украинская сторона настаивает на четкой привязке всех пунктов Минских соглашений к датам их выполнения, чего не было сделано год назад.
В понедельник украинская сторона, по словам Порошенко, повторила Грызлову все прежние требования о выводе войск, допуске ОБСЕ на всю территорию Донбасса и на линию границы с РФ, об украинских правилах проведения местных выборов в Донбассе. Еще один вопрос – освобождение пленных. «Я буду встречаться с кем угодно, чтобы вернуть домой украинских героев, таких как Савченко и Сенцов, чтобы освободить украинских заложников, удерживаемых как на территории России, так и на оккупированных территориях, чтобы в Донбассе был установлен полный режим тишины», – заявил Порошенко.
Состоявшаяся накануне первая в этом году встреча в Минске по донбасскому урегулированию показала, что позиции Москвы и Киева не изменились, а договоренности не выполняются. По предложению нового представителя РФ в контактной группе Бориса Грызлова было принято решение о полном прекращении огня в ночь на четверг. Но к утру обе стороны противостояния обменялись взаимными обвинениями в интенсификации обстрелов. Украинский штаб утверждает, что ситуация вовсе резко ухудшилась: в те сутки, когда работала Минская группа, огонь по позициям ВСУ открывался около 70 раз.
Учитывая присутствие нового представителя РФ, участники контактной группы в среду прошлись по всем пунктам, над которыми работали в прошлом году. Все поддержали идею Грызлова о необходимости для начала объявить режим перемирия и добиться полного прекращения огня. Однако спецпредставитель ОБСЕ Мартин Сайдик напомнил, что «еще до праздников (23 декабря. – «НГ») мы здесь, в Минске, договаривались о полном режиме тишины в Восточной Украине». Но решение не было выполнено, число обстрелов достигало десятков фактов в сутки. Новая попытка, как выяснилось вчера, тоже может провалиться.
Успешно завершился разговор о возвращении домой пленных. Правда, в среду речь шла об обмене по 50 человек с каждой стороны, а вчера появилась уточненная информация, согласно которой обменяют в полтора-два раза меньше людей. К остальным, как сообщила после встречи пресс-секретарь представителя Украины в контактной группе Дарья Олифер, договорились допустить представителей международных гуманитарных организаций. «В частности, Международный комитет Красного Креста должен быть допущен к заключенным, которые находятся в местах лишения свободы на неподконтрольной Украине части Донбасса. Также МККК должен быть допущен к украинским гражданам, которые незаконно удерживаются в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Представители отдельных районов Донецкой и Луганской областей неоднократно обещали это сделать, но пока не выполнили своих обязательств», – сообщила она.
Но этот вопрос, как и перспектива обмена всех на всех, как это предписано Минскими соглашениями, по-прежнему упирается в проблему амнистии. В ДНР и ЛНР настаивают на том, что полный обмен состоится только после объявления украинской стороной полной амнистии для всех защитников республик.
Позицию украинской стороны повторила после встречи уполномоченный президента по вопросам мирного урегулирования, представитель Украины в гуманитарной подгруппе на переговорах в Минске Ирина Геращенко. «Амнистия должна приниматься – как во всех странах, где происходили такие процессы, – после окончательного прекращения огня, а не когда конфликт продолжается… И должно быть четкое разделение преступлений. И лиц, которые не подпадают ни под одну амнистию», – написала она в соцсети. Киев еще в прошлом году объявил, что решение об амнистии может быть принято только после полного восстановления украинской юрисдикции в Донбассе. Этим должны заниматься украинские суды, которые будут рассматривать каждое дело в отношении каждого конкретного лица по отдельности. Процесс может затянуться на годы.
Эта проблема напрямую связана с самым сложным вопросом, который обсуждается в Минске, – проведением местных выборов в Донбассе. Мартин Сайдик подтвердил журналистам: «Обсуждался вопрос модальности местных выборов. Были затронуты темы администрирования выборов и участия политических партий».
Источники «НГ» отмечают, что, несмотря на визит Бориса Грызлова в Киев, где в понедельник он провел тайные переговоры, ситуация не изменилась. «Российская сторона в качестве компромисса предлагает провести выборы в Донбассе по украинскому законодательству и вернуть территорию формально под юрисдикцию Украины, но с расширенными полномочиями. Для этого требует от Украины быстро утвердить конституционный раздел о децентрализации власти. И обещает после политического урегулирования сразу же начать отвод своих войск», – сказал источник.
Политический эксперт Тарас Чорновил считает, что это предложение для Украины неприемлемо. Он пояснил «НГ»: «Смысл в том, чтобы разделить Минские соглашения на политический и военный блоки. Россия предлагает вначале выполнить политические пункты, затем – разоружение незаконных формирований, отвод войск, передачу Украине контроля над границами. Украинская сторона не соглашается, поскольку эта схема означала бы легализацию ДНР и ЛНР. Да еще и возложила бы на Украину обязанность содержать эти образования. И какие гарантии, что после этого второй блок пунктов будет выполнен?»
Политолог Тарас Загородний считает, что гарантий нет и быть не может, поскольку речь идет о дипломатической хитрости. Он сказал «Газете по-украински», что проведение в Донбассе выборов в нынешних условиях означало бы «создание на украинском политическом поле анклава, который всегда будет гнойником». Этот вопрос рано или поздно расколет украинское общество и может привести к новым политическим потрясениям в Украине, отметил он.
Эти прогнозы и опасения нашли отражение на переговорах в Минске. Украинская делегация, как и в прошлом году, жестко настаивала на том, что выборы в Донбассе могут состояться только по украинскому законодательству и в соответствии со стандартами ОБСЕ. Это с точки зрения Киева означает, что вся территория Донбасса должна быть признана безопасной для участников выборов и избирателей. Что предполагает выполнение предварительного условия в виде разоружения и отвода войск. Зарегистрироваться на выборы могут украинские партии, а защитники ДНР и ЛНР, не прошедшие судебный процесс амнистии, не могут. Кроме того, украинская сторона требует, чтобы ситуация в регионе позволяла вернуться на родину и принять участие в голосовании вынужденным переселенцам, а также чтобы все признанные Украиной международные организации и украинские СМИ получили свободный доступ в регион.
Украинские требования прямо противоречат мнению руководства ДНР и ЛНР, которое исходит из того, что Минские соглашения предусматривают не диктат, а компромиссные договоренности между Киевом, Луганском и Донецком.
Российское руководство тоже придерживается этой линии. В среду президент РФ Владимир Путин во время телефонного разговора с президентом США Бараком Обамой, как сообщила пресс-служба Кремля, «подчеркнул, в частности, необходимость полного и неукоснительного соблюдения Киевом его обязательств по Минским договоренностям, в том числе в части налаживания прямого диалога с Донбассом, согласования с ним готовящихся изменений в Конституции, проведения местных выборов, вступления в силу законов об особом статусе и амнистии».
Пока политические споры продолжаются, обе стороны конфликта подозревают друг друга в подготовке к новым боям. Советник главы МВД Украины Зорян Шкиряк на днях отметил, что, по данным Совета нацбезопасности и обороны Украины, в 25 км от линии госграницы расположено около 50 тыс. российских военнослужащих. «Происходит накопление российских войск, в том числе частей противовоздушной обороны, авиации, ракетной артиллерии и элитных штурмовых бригад», – сказал он. На территории республик Донбасса, по его словам, наблюдается «значительное накопление тяжелой техники, артиллерии, ракетных систем залпового огня».
Военные эксперты отмечают, что новая фаза войны возможна уже через месяц. Но только в том случае, если не будут достигнуты политические договоренности об урегулировании. «Этот вопрос не может быть решен на уровне контактной группы в Минске. В ее ведении – текущие проблемы, связанные с ситуацией в Донбассе. Вопрос стратегии, перспектива разрешения конфликта – это совершенно другой уровень переговоров», – считает руководитель Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала. В Киеве обратили внимание на то, что в день первой в новом году встречи контактной группы Обама позвонил Путину, а с Порошенко по телефону пообщались лидеры Германии и Франции Ангела Меркель и Франсуа Олланд. Эксперты не исключают, что мировые игроки разрабатывают план урегулирования, но публично о его пунктах пока не говорят.
Киев