О чем договорились Леонид Кучма и Борис Грызлов, может выясниться сегодня в Минске. Фото Reuters |
Сегодня в Минске состоится первая в этом году встреча контактной группы по урегулированию в Донбассе. Декабрь закончился тем, что в Киеве молча согласились на автоматическое продление срока действия Минских соглашений-2, которые в феврале 2015 года были приняты в виде плана выполнения сентябрьских Минских соглашений-1. С января, как считают в Киеве, начинается новый процесс – Минск-3. Документов еще нет, стороны только нащупывают компромиссные решения.
Принципиальные перемены на переговорах прогнозируются с учетом того, что российская сторона в конце декабря назначила официальным представителем в контактной группе Бориса Грызлова. В прошлый понедельник Грызлов побывал в украинской столице. Визит не был анонсирован, и журналисты узнали о нем фактически случайно: пассажиры в аэропорту Борисполь обратили внимание на прибывший самолет авиакомпании «Россия», полеты которой в Украину запрещены.
В тот же день украинская Госавиаслужба, отвечая на официальные запросы СМИ, сообщила, что российский спецрейс был принят по письменной просьбе МИД Украины. Выяснилось, что в Киев экстренно прибыл новый российский представитель в контактной группе Борис Грызлов. Он встретился с украинским представителем Леонидом Кучмой. Президента Петра Порошенко в этот день не было в столице: утром его пресс-служба сообщила о плановой поездке главы государства в Тернопольскую область. Приезд Грызлова украинская власть не комментировала.
Когда о визите стало известно, пресс-секретарь Кучмы Дарья Олифер написала в соцсети, что украинский и российский представитель беседовали в рамках подготовки к заседанию контактной группы в Минске 13 января. Она отметила, что в тот же день ранее Кучма «провел встречу с представителем ОБСЕ в Трехсторонней группе Мартином Сайдиком, где также шла речь о повестке дня на ближайшее заседание группы».
К вечеру представитель МИД Украины Алексей Макеев в эфире «5 канала» уточнил детали: «Борис Грызлов приехал не как представитель Российской Федерации на двусторонние переговоры, он приехал в рамках этого (Минского. – «НГ») трехстороннего формата, который является важным механизмом урегулирования ситуации в Донбассе. Соответственно этот визит мы расцениваем исключительно как участие его (Грызлова. – «НГ») в Трехсторонней контактной группе». Однако без ответа остался вопрос, что побудило российского и украинского представителей встретиться за два дня до уже запланированной встречи в Минске. Какие темы потребовали предварительного и почти тайного обсуждения?
Бывший первый замглавы Совета нацбезопасности и обороны Украины Степан Гавриш охарактеризовал ситуацию как возвращение к практике «тайной дипломатии». Он отметил, что российский представитель прибыл в Киев «с посланиями, о которых нам ничего не известно, и мы не знаем, какие предложения сегодня действительно звучат от Путина и какие разменные схемы здесь работают».
Ключом к пониманию могут служить заявления, которыми обменялись президенты двух стран. Накануне визита Грызлова украинские СМИ цитировали интервью президента РФ Владимира Путина немецкому изданию Bild: «Основное, что должно быть сделано по исполнению Минских соглашений, лежит на стороне сегодняшних киевских властей. Нельзя требовать от Москвы то, что должен сделать Киев. Например, самым главным во всем процессе урегулирования, ключевым вопросом является вопрос политического характера, а в центре – конституционная реформа (в Украине. – «НГ»). Это 11-й пункт Минских соглашений. Там прямо записано, что должна быть проведена конституционная реформа, причем не в Москве же должны быть приняты эти решения!»
Когда российский представитель уже находился в Киеве, Петр Порошенко из Тернополя обнародовал свое видение: «Четко подчеркиваем, что все пункты Минска (Минских соглашений. – «НГ») должны быть выполнены. В связи со срывом РФ выполнения своей части обязательств мы твердо ставим вопрос о том, чтобы в 2016 году привязать все шаги, которые предусмотрены Минскими соглашениями, к конкретным датам».
Документы, подписанные в Минске в сентябре 2014-го и в феврале 2015 года, не содержали четких дат и жесткой последовательности выполнения всех пунктов. Они только определяли периоды выполнения тех или иных обязательств. Например, после создания на линии разграничения в Донбассе буферной зоны планировалось начать диалог о модальности местных выборов. После их проведения предполагалось «восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины». В следующем пункте значилось требование о выводе всех иностранных войск, военной техники, наемников с территории Донбасса, а также о разоружении всех незаконных вооруженных формирований.
Весь год стороны спорили о том, что после чего должно выполняться, чьи войска считать незаконными формированиями в Донбассе, можно ли проводить выборы до восстановления украинского контроля над границей с РФ. По сути, споры свелись к вопросу о том, признает ли украинская сторона факт существования ДНР и ЛНР и согласится ли предоставить им особый статус или будет добиваться демонтажа системы республик и попытается восстановить украинский статус Донецкой и Луганской областей в прежних границах.
На этом переговоры в Минске зашли в тупик. А приехавший в Киев в конце года вице-президент США Джозеф Байден, выступая в Верховной раде, подчеркнул, что Киев должен выполнять свою часть обязательств без оглядки на действия другого участника конфликта. В этом контексте он обвинил Россию в управлении сепаратистскими силами в Донбассе, пообещав продление западных санкций.
Принципиально важным вопросом, который украинская сторона должна была решить до конца 2015-го, являлась конституционная реформа. Раздел о децентрализации (в котором одной строкой сказано о том, что особые полномочия местных органов власти в отдельных районах Донецкой и Луганской областей будут выписаны в специальном законе) прошел все этапы предварительного рассмотрения. Окончательное его утверждение планировалось на декабрь – для этого требуется поддержка конституционного большинства в 300 голосов Верховной рады. Однако в парламенте нет единства по этому вопросу.
На этом фоне Кучма и Грызлов могли обсуждать черновой план поочередного выполнения пунктов, начиная с конституционной реформы, о которой упомянул Владимир Путин, и взаимные гарантии сторон в виде указания точных дат, о которых сказал Петр Порошенко.
Политолог Виталий Кулик отметил, что Грызлов привез в Киев не предложения, а требования относительно «а) конституционного процесса (особый статус для оккупированных территорий); б) требование к Киеву в отношении «поспособствовать в снятии санкций»; в) начать «новый диалог».
В Киеве считают, что с сегодняшней встречи в Минске начинается подготовка к новому пакету соглашений. В начале января представитель Украины в политической подгруппе на переговорах в Минске Роман Безсмертный сказал журналистам: «С моей точки зрения, Минск-3 уже запущен. С 1 января. Вы скажете, что он не оформлен документом. Да, никакого документа нет, но, извините меня, философия процессов внутренних говорит о том, что Минск-2 даже на 50% не отвечает сути проблематики, с которой столкнулись Украина и мир на территории украинского Донбасса». Безсмертный намекнул, что ситуация изменится, появятся новые форматы переговоров по урегулированию: «Часть из них будет касаться внутреннего украинского процесса, часть – общеевропейского, а часть – общемирового процессов. И это потянет за собой реформирование компонентов по безопасности ООН, ЕС».
Слова Безсмертного вызвали крайне негативную реакцию в ДНР. Представитель республики на переговорах в Минске Денис Пушилин обнародовал специальное заявление, в котором сказал, что слова украинского представителя «впечатляют своей абсурдностью и нелогичностью». Он расценил заявление Безсмертного как «демарш по срыву Минских соглашений»: «К сожалению, Украина в 2015 году нашла в себе силы только имитировать выполнение Минских соглашений, а в начале 2016-го, по сути, открыто заявляет о своем саботаже Комплекса мер по выполнению Минских соглашений».
В ДНР и ЛНР также не признают начатую украинской стороной конституционную реформу в качестве выполнения нормы Минских соглашений. Республики настаивают, чтобы Киев согласовал с ними поправки в законодательство, а украинская сторона не собирается этого делать.
Эксперты ранее отмечали, что заявления со стороны ЛНР и ДНР – это отражение российской позиции. Но до сих пор прямых переговоров между Москвой и Киевом не было. Поэтому визит Грызлова воспринимается как подготовка к их началу.
В начале месяца украинское издание «Апостроф» обнародовало выдержки доклада, подготовленного частной американской разведывательно-аналитической компанией Stratfor. В документе отмечалось, что фактическое продление Минских соглашений на 2016 год уже стало свидетельством того, что Украина и Россия готовы пойти на уступки друг другу. Какими могут быть эти уступки, возможно, станет понятнее после сегодняшнего заседания контактной группы.
Политолог Владимир Фесенко в комментарии газете «Сегодня» отметил, что ситуация развивается в русле попыток России ослабить санкции: «Масштабные боевые действия сорвут всю ту политику, которую Владимир Путин тщательно выстраивал последние полтора года: через переговоры по Донбассу добиваться снятия санкций против России. Нужна демонстрация мирного процесса, а если начнется новая война, наоборот, могут быть новые санкции». Он отметил, что полноценного мира и политического урегулирования в Донбассе в ближайшее время ожидать не стоит.
Политолог Юрий Романенко в своем блоге связал визит Грызлова с нынешней ситуацией в Донбассе: «Очевидно, что в этой ситуации Кремль проявляет инициативу, поскольку Киеву выгодно, чтобы конфликт в Донбассе был «подморожен», чтобы ничего принципиально не менялось в худшую сторону. Однако время играет против России… Последние месяцы показывают, что поток событий резко ускоряется, поскольку тонут все. Все глобальные игроки оказались в позиции пожарных, которые заливают дыры в лопающейся ткани мировой системы международных отношений. А для России «украинская дыра» огромная и на данном этапе ключевая, потому что она формирует другие дыры, оказывающие дестабилизирующее воздействие на РФ». Делать вид, что ничего не происходит, дольше невозможно, пора закрывать «украинский вопрос», предположил эксперт. Сейчас решается, как это будут делать мировые игроки. Поэтому в Киеве говорят о новых форматах переговоров и ожидают новых Минских соглашений.
Киев